Юрий Сапронов: "Мы хотим показать людям, что с несправедливостью можно бороться"

После смертельной аварии при участии несовершеннолетнего Николая Харьковского известный бизнесмен Юрий Сапронов решил создать общественное движение для борьбы с преступлениями на дорогах. 

Все началось с предложения юридической помощи семье погибшего и разрослось до масштабной кампании, в которую включились многие известные предприниматели и политики, юристы, чиновники, руководители силовых структур. Юрий Сапронов рассказал KHARKIV Today, как идет борьба за безопасность.

"Это не флаг, это жизнь людей"

— Юрий Анатольевич, почему  именно авария с Николаем Харьковским впечатлила вас настолько, что вы решили организовать движение "Безопасный Харьков"? Ведь такие аварии происходили и раньше.

— 26 октября я увидел это видео…  У меня была ассоциация с 11 сентября 2001 года, когда была террористическая атака на здание Всемирного торгового центра. Я сразу написал пост, тегнул юриста, Игоря Черняка, с которым у меня адвокатский договор, попросил заняться. А дальше был какой-то снежный ком. Отреагировали сразу Александр Давтян, Валерий Дема, Владимир Шумилкин, Сергей Политучий, Владимир Скоробагач (сейчас среди учредителей движения «Безопасный Харьков» также Игорь Когут, Тарас Ситенко, Всеволод Кожемяко, Сергей Хорошайлов и Эдуард Рубин, — ред). На следующий день мы начали общаться, обмениваться мнениями и решили, что задача у нас одна: мы будем заниматься безопасностью движения.

— К чему сейчас пришли?

— Бед много, мы понимаем, что не заменим государство, органы власти, потому что в этом пуле бывший мэр города, несколько бывших вице-губернаторов, вице-мэров — самостоятельные, взрослые, седые, лысые люди. Мы не хотим никаких политических проектов. Заметьте, у нас разные люди. Скоробагач — депутат от ОПЗЖ, Черняк — депутат "Блока Светличной", кто-то поддерживает других политиков. Не важно, какого цвета кошка — лишь бы она ловила мышей. Мы договорились: как только засвечивается какая-то партия — все, вас сразу нет по умолчанию. Говорите со своим партийным лидером, чтобы на нас никто не кивал. Это не флаг, это жизнь людей. Мы не хотим, чтобы наши дети и внуки думали о том, как перейти дорогу.

14 адвокатских групп подписали договоры с нами, они бесплатно будут работать. Но мы будем защищать людей в определенных случаях. Во-первых, они должны к нам обратиться. Во-вторых, с той стороны должны быть власть имущие, прокуроры, судьи, чиновники, которые могут уйти от ответственности. Как только будут попытки коррупции, будем защищать от сильных мира сего, от таких же, как мы.  И мы тоже нарушали, и я нарушал. Но вот — новый чистый белый лист. Никаких договорняков! Мы не должны решать и не должны договариваться.

"Единственная монополия силы"

— Что вы предлагаете полиции?

— В нормальных цивилизованных странах должна быть единственная монополия силы в государстве — у полиции. Не у блогеров, не у крутых, не у блатных, не у бизнесменов. Как вернуть уважение полиции? Сложная задача. Полицейского произвола много, и неуважение к полиции есть, потому что это достаточно коррумпированная структура. Мы предлагаем много различных мероприятий: обучение полицейских, лекции NVC (non violent communication), ненасильственная коммуникация  и конфликтология. Это наука, у нас есть специалисты, которые готовят полицейских Израиля и США. Наши не знают этого. Почему бы не поучиться? Юридически давайте их подтянем: как зачитывать права, как себя вести.

Мы будем защищать полицейских от откровенного буллинга. Сейчас появилось новое направление в соцсетях, когда собирается группа и кошмарит какого-то полицейского. Да, у полицейского должны быть "яйца".

— Вы выходили на контакт с руководством полиции?

— И со Станиславом Перлиным, начальником ГУ Нацполиции в области, и с начальницей патрульной полиции Аленой Стрижак мы говорили и все вместе, и один на один, десятки раз с ними говорили. Все принимается, но пока никто не позвонил и не сказал: хотим завтра лекцию. Мы подождем пару недель.

— Они хотят перемен, есть политическая воля?

— Заявления сегодня со стороны всех силовиков, чиновников, все говорят "вау". Но через два месяца мы посмотрим, будут мешать — не будут, будут поддерживать или нет. Новый руководитель полиции Станислав Перлин работает всего полтора месяца, очень правильные слова говорит — через два месяца посмотрим. Алена Стрижак правильные говорит слова, прокурор области Александр Фильчаков правильно говорит. Я хочу верить этому.

— Рядовые полицейские говорят, что у них сейчас немало проблем: и маленькая зарплата, и конфликты с руководством, и недостаточно полномочий. Как думаете, в чем главная причина того, что патрульные стали чаще увольняться?

— Мы встретились как минимум с семью действующими полицейскими. Мы знаем то, что недоговаривает руководство. Во-первых, зарплата в 12 тысяч гривен, когда на вас все обижены и во многом по делу — это очень мало. Обязательно надо повысить зарплату. Там ставка какая-то — 4 500 гривен, руководство принимает решение — дать ему премию, не дать ему премию. Но не менее важно вернуть уважение. Мы будем помогать. Если какой-то долбаный блогер, как тот "недоносок" из Днепра приехал, плюнул в полицейского — найдем, все средства и силы адвокатские бросим на то, чтобы он ответил.

Будем бодаться по этой теме так же, как и за то, чтобы Николай Харьковский получил максимальный срок за убийство человека, и за то, чтобы ответили его родители.

— Полицейские часто говорят, что им не хватает полномочий.

— Сложно сказать. Я разговаривал с полицейским в Нью-Йорке, он руководит районом, по площади это — где-то пятая часть Шевченковского района. Показал ему видео Коли Харьковского, где тот посылает полицейских. Он меня полдня не мог понять. "А почему он не лежит на земле? Почему он без наручников?" Наверное, полицейским нужны полномочия, но как они этим воспользуются? Полицейского произвола тоже много.

Выгодная инвестиция

— Среди многих ваших инициатив есть и волонтеры-водители, которые будут подвозить тех, кто выпил и сам не может сесть за руль.  Ваши подписчики в Фейсбуке не очень одобрили эту идею, было много возражений.

— Оказывается, такая услуга есть в такси, она платная. Я для себя решил: а мы сделаем бесплатно. Многие отреагировали, что это не так и неправильно. Многие говорят, что этим будут пользоваться беспредельщики. А я подумал, что на пятый раз стыдно станет, что их бесплатно отвезли.

— Вы предлагали городу купить камеры фиксации скорости. Вам отказали?

— В городской черте установлено 11 систем "Каскад". Это автоматическая автофиксация превышения скорости, договариваться не с кем, не важно, кто ты — вперед, плати. 10 систем поставил бюджет и одну город, мэрия. Одна система стоит 800 тысяч гривен — недешево. За 2,5 месяца эти 11 "Каскадов" зафиксировали больше четырех тысяч нарушений на общую сумму штрафов 38 с хвостиком миллионов гривен, 18 миллионов уже оплачено. А теперь математика второго класса: 800 тысяч умножить на 11 будет 8,8 миллиона гривен. А за 2,5 месяца вернулось 18 миллионов гривен.

— Хороший бизнес?

— Наркотики, оружие и проституция где-то в Колумбии — не надо этим заниматься. Это сумасшедше выгодная государственная инвестиция. Харькову нужно минимум 68 таких "Каскадов" в черте города, 57 осталось докупить. Докупить надо вчера, а план поставки у них — до конца 2024 года. Не надо до конца 2024 года! Если бы закон был, мы бы за три дня их поставили. Где мой калькулятор? Получается 1 миллион 700 тысяч долларов. Нас 12 человек, мы за сутки бы собрали, а за два месяца отбили бабки. Но мы не можем по закону. Поэтому государству надо бегом найти деньги, два месяца окупаемость проекта. Найдите, кредит возьмите!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эпидемия ДТП. Почему харьковские водители убивают?

Точно так же — городские камеры. Давайте попробуем связать все коммерческие камеры и вывести их на единый центр полиции. У нас куча камер: кафешки, рестораны, заправки, банкоматы. Сегодня происходит какое-то правонарушение — побежали следователи искать записи видеонаблюдения, чтобы потом найти свидетелей. Пока они решение суда получат — записи сотрут или кто-то купит их, другое заинтересованное лицо. Единая система видеонаблюдения поможет раскрыть за сутки 9 преступлений из 10. Кому-то не нравится, когда за нами следят, но это же не туалет, не дом, а места общественного пользования. Власть должна видеть улицу. Я надеюсь, мы с городом и областью тоже сможем это организовать.

— Кстати, об инфраструктуре.  Харькове — один из немногих миллионников, где нет многоуровневых развязок. Вы не знаете, почему так вышло, почему их не строили?

— Инфраструктура — это не задача бизнеса, это задача города, государства. Дороги в городе нереально хорошие, лучше, чем в Киеве, Одессе, Днепре. Хочется большего освещения перекрестков, но я не специалист, здесь должны работать инженеры. Понятно, что на все нужны деньги, и денег любому бюджету всегда не хватает.

— Как водитель с опытом, скажите, 10-20 лет назад в Харькове тоже было много аварий?

— Нет, было по-другому. Здесь коррупционная проблема. Вроде бы все беднее стали, но пропасть между бедными и богатыми больше, и машин хороших больше, и дороги хорошие. Эти машины покупаются молодым людям, девушкам, чьим-то детям, чьим-то женам. Ни фига они не учатся, права купили, машина мощная. У нас покупают права! Попробуйте в Швейцарии так получить права! У меня младшая дочь работает в Швейцарии, уезжала отсюда с правами, хорошо водила машину, ходила в автошколу. Через несколько лет захотела швейцарские права — с четвертого раза сдала! Малейшая ошибка — до свидания!

— Нужно ужесточить процедуру получения прав?

—100%. И общественный контроль за этим — очень важная вещь. Мы хотим показать людям, что с несправедливостью можно бороться.