Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Эпидемия ДТП. Почему харьковские водители убивают?

Фото: Новини.LIVE
Харьков приобрел печальную славу города резонансных аварий.

Харьков приобрел печальную славу города резонансных аварий, о которых говорит вся Украина. Имена Полтавца, Зайцевой, Енгибаряна, Али Хенди, а теперь и Николая Харьковского стали нарицательными. KHARKIV Today узнавал, что может прекратить череду трагедий на дорогах.

Между Андреем Полтавцом, который в 2008 году убил 6 человек на трамвайной остановке, и "героем" самого свежего харьковского ДТП, который сбил на проспекте Науки двух подростков, есть много общего. Их, а также другие резонансные аварии объединяет другое: виновные часто избегают наказания.

Изолятор или электронный браслет?

Прошедшая неделя в Харькове была богата авариями, но самым обсуждаемым стало ДТП на проспекте Науки. 11 ноября водитель на Toyota Land Cruiser сбил двух 13-летних школьников. Сейчас они находятся в больнице, а подозреваемый Дмитрий Лысенко — в изоляторе временного содержания. По данным прокуратуры, на момент совершения ДТП он был в состоянии наркотического опьянения. 

Многих харьковчан возмутила сумма залога, которую назначила судья: 340 тысяч гривен. Возмущение оправдано, ведь не один раз правонарушители платили залог, выходили на свободу и убегали. В 2019 году на Пушкинской студент из Марокко сбил на пешеходном переходе девушку. У нее не было тяжелых травм, потому следователь не задержал водителя, а обязал его явиться в полицию для дачи показаний. На следующий день нарушителя след простыл — позднее оказалось, что он срочно вылетел в Стамбул.

В судьбе печально известного Николая Харьковского могло не быть смертельной аварии, если бы два года назад суд не посчитал, что он не опасен для общества и не оставил бы его на свободе за первое правонарушение — стрельбу по людям из пневматического пистолета.

7 ноября 2020 года аварии на проспекте Науки могло не быть, если бы Али Хенди, сбивший на большой скорости четырех человек, сидел бы в изоляторе за драку с поножовщиной. Но за 105 тысяч гривен он был отпущен на свободу. При повторном задержании это обстоятельство учли.

"Дело сейчас рассматривается по сути, Хенди сидит, второй водитель-участник ДТП под ночным домашним арестом, поэтому в суд они являются, и дело идет без затягивания. Надеюсь, в первой половине следующего года уже будет приговор. Именно твердая позиция судьи не дала виновнику уйти от ответственности", — сообщил KHARKIV Today  адвокат потерпевших в аварии с участием Али Хенди Игорь Черняк. 

лысенко
Дмитрия Лысенко нельзя оставлять под стражей без залога. Фото: igor_gerasimenko_0701/Instagram

Залог Али Хенди превышал 10 миллионов гривен. В случае Дмитрия Лысенко  он составляет всего 340 тысяч. Руководитель юридической компании, которая защищает пострадавших, Леонид Маслов уверен, что сумма залога в данном случае не могла быть больше.

"Обвинять следует не судью, а закон. Поскольку все живы, то закон запрещает держать под стражей без альтернативы залога. Максимальный размер залога — 198 тысяч гривен, но с учетом обстоятельств может быть выше. Судья назначила залог выше в два раза", — рассказал KHARKIV Today Леонид Маслов.

По его мнению, в подобных случаях хватает и домашнего ареста с электронным браслетом. Но, поскольку подозреваемый употребляет наркотики и степень его наркозависимости неизвестна, то надежнее держать его под арестом. 

Автопреступления и наказания

Резонансные ДТП в Харькове вызывают огромный общественный интерес. К судебному процессу над  Дроновым и Зайцевой было приковано внимание всех центральных телеканалов. На суд по избранию меры пресечения приходили десятки журналистов и блогеров. Благодаря общественному вниманию преступники не избегают наказания, но на частоту подобных преступлений даже суровые приговоры не влияют. 

Безопасностью на дорогах должна заниматься общественная организация, полагает владелец гольфклуба и общественный деятель Юрий Сапронов. 

"Мы сейчас, в данный момент, думаем и прописываем цели и задачи будущего Харьковского ГО, которое будет заниматься исключительно беспределом на харьковских дорогах. Мы не будем работать как общественный совет при МВД, обладминистрации или мэрии. Конечно мы будем всячески пытаться сотрудничать с любой местной властью. Если мы это сделаем, я думаю, многие беспокойные бизнесмены это повторят в других городах Украины", — заявил он о намерении на своей странице в Facebook.

Это не первый пример, когда общественность объединяется для борьбы с правонарушителями. В столице, например, действует организация  PITBULL KIEV, члены которой выезжают в рейды для охоты на нетрезвых водителей.

патруль
Безопасность на дорогах зависит от престижа работы патрульных. Фото: KHARKIV Today

Но одной общественности мало, полагает Леонид Маслов. Бороться с правонарушителями должна все-таки полиция, у которой сейчас не хватает ни возможностей, ни авторитета для того, чтобы навести порядок на дорогах. 

"Если бы в свое время была закончена реформа полиции, мы бы не имели этих проблем. Что нам мешало поставить камеры автоматической фиксации еще 5 лет назад? Ничего не мешало. Также ничего не мешало сделать нормальную аттестацию в полиции. Сейчас нет общественного уважения к полиции, хотя вначале оно было очень высоким. Нужно поднять зарплату полицейским хотя бы до 20-25 тысяч гривен для престижа профессии. Второе — расширить полномочия патрульных полицейских", — считает юрист.

Он приводит в пример ситуацию своего подзащитного, харьковского полицейского, которому водитель, отказавшийся предъявлять документы, защемил руку окном машины. За то время, пока шли суды, полицейский эмигрировал в США и теперь охраняет общественный порядок там, где его авторитет надежно защищен законом.  

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.