Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Таких дорог никогда не было. Почему нет денег даже на ямочный ремонт трасс в Харьковской области

Фото: KHARKIV Today.
Только некоторые подрядчики могут работать взаймы, затем государство обещает вернуть им деньги.

Водители страдают от бездорожья в Харьковской области. Таких выбоин не было последние десять лет. Во время действия военного положения в Украине запрещено производить капитальный ремонт дорожного покрытия. Но денег нет даже на ямочный.

Харьковские водители называют образовавшиеся во время суровой зимы 2023-2024 годов ямы "бассейнами" и выбирают "лидеров" по масштабам разрушения асфальтового покрытия. Такие ямы, говорят, они не помнят на отдельных участках со времен подготовки Харькова к Евро-2012. Тогда Харьковщина была принимающей стороной и прихорашивала все государственные магистрали, которые нельзя было показывать иностранным туристам.

"Давно мы не ездили со скоростью 10 километров в час. Такого даже представить нельзя в то время, когда по этим дорогам людям нужно возить "гумантитарку" для армии, эвакуировать детей. Ясно, что во время войны есть другие расходы, но наша дорога в прямом смысле — это дорога жизни, понимаете. А попробуйте понять меня, когда я везу материалы для строительства фортификационных сооружений, не будем говорить какие. Вместо часа могу ехать полтора, а то и больше", — говорит водитель Виктор К.

В 2022-2024 годах большинство магистралей в области стали эвакуационными и логистическими дорогами для гражданских, военных. И если первые две военные зимы они выдержали, то на третью "посыпались". На трассу М-03 вблизи города Валки публичные сетования начались весной 2023 года. Тогда местные депутаты намекали, что срочно требуется хотя бы ямочный ремонт. В январе 2024 года эта трасса стала "героиней" на заседании Совета обороны Харьковщины. Теперь о ней уже проинформированы премьер-министр Денис Шмигаль, вице-премьер-министр по восстановлению Александр Кубраков и глава Государственного агентства по восстановлению Мустафа Найем.

"Экстренная помощь" для трассы М-03

Но и чиновники не могут помочь, потому что денег на текущий ремонт государственных дорог в 2024 году нет, а капитальные во время военного положения запрещены. Начальник Службы восстановления и развития инфраструктуры в Харьковской области (бывшая Служба автодорог) Андрей Алексеев признает: таких дорог не было много лет. "Помогла" и зима, ведь с начала сезона было зафиксировано 25 переходов температуры через 0 градусов.

"Таких плохих дорог действительно не было долгое время, потому что с введением в работу Дорожного фонда финансирование всех видов работ (капитальное, текущее, экспуатационное содержание) проводилось системно. Если мы видели, что у нас из-за большого количества переходов через 0 градусов "сыпятся" дороги" , то мы обращались, и нам на ямочный ремонт даже зимой выделяли средства. У подрядных организаций был достаточный оборотный фонд средств, а сейчас трудно найти людей не через ТЦК, а в первую очередь из-за нехватки средств", — рассказал KHARKIV Today Андрей Алексеев.

Это проблема всей Украины. В конце 2023 года в Киеве приняли решение о том, чтобы все средства Дорожного фонда перенаправить в государственный бюджет на военные нужды.

"Все средства из дорожного фонда на следующий год (95 млрд грн) будут перенаправлены на нужды обороны, что позволит мобилизовать все возможные внутренние ресурсы на это направление. Это не только инвестиция в победу, но и создание новых рабочих мест и поддержка экономики", — отмечал министр финансов Сергей Марченко.

Вместо этого деньги на содержание государственных дорог обещали найти в резерве и только по индивидуальному решению Правительства.

"Каждый раз будем смотреть очень внимательно, чтобы не получалось так, что мы занимаемся строительством новых дорог, а нам нужно финансировать производство украинских снарядов", — отметил премьер-министр.

В результате Харьковская область недополучала средства на ямочный ремонт. По словам Алексеева, "обескровление" началось в конце 2023 года, а в 2024 году регион не получил ни копейки.

"Было хроническое недофинансирование. С начала этого года оно вообще отсутствует. Сейчас идем на ресурсах наших подрядных организаций. Мы неоднократно обращались в Фонд восстановления, получили официальные ответы, что они обращались в Кабмин с наработками. Средства еще не выделены. Как только Кабмин выделит, нас профинансируют. Вопрос поднимался на уровне вице-премьера Кубракова, который понимает функционирование логистики, особенно в Харьковской области. Мы не только приграничная область со страной-врагом, но и первая линия по фронта", — говорит Алексеев.

В конце концов, Александр Кубраков на заседании рабочей группы выступил гарантом того, что при поступлении финансирования наши подрядные организации получат средства в первую очередь. Поэтому сейчас подрядчики либо вышли, либо вот-вот выйдут на трассу М-03. Это будет исключительно "экстренная помощь", речь не идет о капитальном ремонте.

Состояние трассы очень плохое от Валок и до Песочина. По подсчетам дорожников, при допустимых 5% поражениях ямами имеются 15%. Это тот кусок, который последний раз видел ремонт как раз к Евро-2012, то есть ресурс трассы полностью исчерпан. Теперь подрядные организации за неимением средств могут только снять верхние слои асфальта на очень поврежденных участках и положить новые. Все остальные массовые ямы просто "замаскируют" асфальтобетоном. Деньги будут экономить максимально, но даже при такой экономии на эту трассу нужно 120 миллионов гривен.

1
Трасса М-03 в Валках. Фото: ХОВА.

"Там, где заплатку не к чему прилепить, будем снимать покрытие локально. А там, где можно спасти ямочным ремонтом от одного километра до двух-трех километров, будет ямочный ремонт в режиме максимальной экономии бюджетных средств, с минимальными затратами для максимального результатата. Еще неделю назад мы поставили дедлайн на выполнение работ 15 марта, но уже неделю погода не дает нам зайти на работы", — отмечает Алексеев.

Срок службы такого вида покрытия сезон, максимум начало следующего, но новые ямы будут образовываться там, где останутся старые заплаты.

Что с другими трассами

В региональной Службе восстановления осознают, что в этом году вряд ли удастся получить средства на глобальный ямочный ремонт еще какой-то трассы, кроме М-03. Хотя трассы М-29, Р-78 на отдельных участках не лучше того отрезка на Киев, а иногда даже хуже, ведь их капитально в последний раз делали еще раньше. Очень разбит кусок Окружной в направлении Высокого, а также много дорог не государственного, а территориального значения, по которым кипит жизнь громад. В Службе восстановления констатируют: нужны средства на ремонт подъездов в Краснокутск, Золочев и Дергачевское направление. Но даже намеков на сроки, когда смогут выйти подрядные организации, специалисты не делают. В целом, по подсчетам, Харьковской области требуется не один и не десять миллиардов на восстановление асфальтового покрытия, а десятки миллиардов гривен.

И это притом, что в регионе к началу полномасштабной войны успели по проекту президента "Большая стройка" сделать несколько важных государственных "артерий": в направлении Изюма, Купянска, ту же Окружную (не до конца).

По словам руководителя региональной службы восстановления, новые дороги прошли испытания войной и выстояли под влиянием крупного транспорта, даже танков.

Как только погода позволит, подрядные организации выйдут на ямочный ремонт. Но уже несколько частных фирм предупредили, что у них нет оборотных средств, не могут платить зарплату сотрудникам, покупать одежду и выполнять обязательства по содержанию автодорог. Пока их нагрузку перераспределили между другими подрядчиками. Но и их "запаса хода" хватит максимум на 1-1.5 месяца. Потом работать взаймы они уже не смогут. Вчера вечером стало известно, что немного средств на ремонт дорог подкинет в бюджет "Укрзалізниця". В компании подтвердили, что из пяти миллиардов гривен, выделенных компаниями из госбюджета, использовали 4,2 млрд грн. Сэкономленные средства обещают направить на финансирование эксплуатационного содержания автодорог. Нам остается ждать решения Кабмина.

"Влупили "Калибрами" по мосту"

В отличие от дорог государственного значения восстановление мостов на Харьковщине продолжается. Эти важнейшие логистические объекты финансируют не из Дорожного фонда, а за счет доноров.

"Мосты — это средства международных банков, рассматривается вопрос сохранения финансирования. Ведь если идеальная дорога подходит к разрушенному мосту, то смысла она не имеет. Поэтому там немного лучше. Предварительно, планируем восстановить около 10 сооружений, но есть возможность и мощности по всем шестнадцати", — говорит Алексеев.

Россияне понимают важность нашей логистики и делают все, чтобы сорвать ее. В прошлом году они запустили два "Калибра" по одному мосту на Ххарьковщине, потратив около 30 миллионов долларов. По словам руководителя Службы восстановления, мост стоит гораздо меньше.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.