Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Спасение Аполлона. Что ждет разрушенные войной архитектурные памятники Харькова?

Фото: Сергій Козлов/KHARKIV Today
Особняк на Благовещенской, разрушенный ракетой, начали консервировать.

С начала войны россияне разрушили и повредили более 100 архитектурных памятников Харьковской области. Некоторые из них рискуют не дожить до победы и восстановления. Ведь сначала их нужно законсервировать, а для этого найти миллионы гривен.

Имению Соколова на Благовещенской повезло. Две недели назад здесь начались консервационные роботы. Полотно "Апофеоз Аполлона", украшавшее потолок здания, пострадало от огня и воды, но реставраторы пытаются вернуть ему первоначальный вид.

Дом №17 по улице Благовещенской в стиле неоренессанса спроектировал известный архитектор Алексей Бекетов для купца Соколова. Он украшает Харьков с 1889 года, пережил войны и революции и отлично сохранился. Изюминкой этого имения была картина "Апофеоз Аполлона" работы украинского художника Николая Уварова. Последние годы в помещении работал кожно-венерологический диспансер.

14 марта в здание попала российская ракета. Стены устояли, но крыша выгорела, а когда ее тушили, то залили водой старинную лепнину, упал потолок и с ней картина. Здание стояло с раскрытой крышей всю весну, лето и осень, и наконец накануне зимы его начали консервировать. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке доноров: Международного фонда спасения культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов ALIPH Foundation, Фонда громады Харькова "Толока", Обществу побратимства Харьков — Нюрнберг Partnerschaftsverein Charkiw-Nürnberg, Мальтийской службы помощи.

стеля
Потолок сгорел. Фото: БФ семьи Алчевских-Бекетовых

"Мы начали консервацию именно того фрагмента потолка, где был "Апофеоз Аполлона", создаем там временную конструкцию-укрытие. Визуально эта крыша отличается от классических крыш, но она временная и позволит защитить здание от влияния атмосферных осадков и стабилизировать его, даст время разработать документацию на реставрацию", — рассказала KHARKIV Today архитектор Екатерина Кублицкая.

Чтобы завершить консервацию, понадобится еще около двух месяцев. Сама картина "Апофеоз Аполлона" сейчас находится в Художественном музее, который предоставил помещение для ее реставрации.

"Художники-реставраторы проводят работы по укреплению красочного слоя и грунта специальными клеевыми смесями на натуральной основе. Также применяются антисептические средства для удаления и дальнейшего предотвращения распространения грибковых образований", — рассказывают в Благотворительном фонде семьи Алчевских-Бекетовых, который занимается реставрационными работами.

аполлон
"Апофеоз Аполлона" на реставрации. Фото: БФ семьи Алчевских-Бекетовых

Затем нужно будет укрепить основу — полотно деформировалось после того, как долгое время пролежало в воде. Далее необходимо закрепить его на реставрационный вал для последующего хранения. В специальном помещении музея фрагмент потолка будет сохраняться, пока помещение особняка не будет реставрировано. На это могут уйти годы. Но торопиться, считает Екатерина Кублицкая, не стоит. Она приводит в пример восстановление Харькова после Второй мировой войны. Тогда так спешили убрать развалины, что лишили город многих интересных домов, которые вполне можно было бы восстановить.

"Была погоня за красивой картинкой, тогда уже много зданий, которые можно было восстановить, снесли или перестроили. На фотографиях до Второй мировой мы видим Харьков гораздо более интересным и разнообразным, более сложным с точки зрения архитектуры", — говорит архитектор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расстрелянная культура. Как на Харьковщине спасают поврежденные музеи и достопримечательности

Как показывает мировой опыт, в первую очередь будут восстанавливать объекты, имеющие общественное и социальное значение. На такую реставрацию с готовностью дают деньги доноры. То же имение Соколова — не просто архитектурное наследие, а медицинский диспансер, поэтому на его консервацию удалось собрать благотворительные средства.

Руководитель общественной организации "Сквозь войну" и архитектор Ольга Клейтман считает, что и городские, и областные власти могли бы активнее заниматься консервацией поврежденных памятников и выделять на это деньги из бюджета, а не надеяться только на средства благотворителей. Ведь благодаря чиновничьему невежеству некоторые памятники очень трудно будет реставрировать.

полтавський шлях
190-летний дом на Полтавском шляхе. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today.

"Когда прилетело в здание военкомата на Полтавском шляхе, я ночевала рядом, прибежала первой туда. Там отпал только фрагмент фасада, но они разобрали все, вытащили и вывезли классные дубовые перекрытия, забрали красивый балкон. Я так понимаю, что это здание пойдет на слом, его обрекли, а это же 1832 год! И рядом зачем-то выкрасили администрацию. На это деньги есть, а на консервацию нет?", — возмущается архитектор.

В областном и городском департаментах градостроительства и архитектуры действительно не спешат давать деньги на консервацию архитектурных объектов. Хорошо, что позаботились хотя бы об административных зданиях — помещениях областного совета на Сумской и городской на площади Конституции, которые тоже являются архитектурными памятниками. В то же время, музей Сковороды всю осень и начало зимы простоял под дождями и снегом без крыши, деньги на консервацию — два миллиона гривен — из областного бюджета дали только 15 декабря.

Архитекторы, задействованные в спасении поврежденных памятников, не исключают, что их "подопечные" будут ждать реставрации десятилетиями. Практика восстановления послевоенной Европы знает примеры, когда здание было реставрировано и через 30, и через 60 лет после войны. Но консервацию важно провести в кратчайшие сроки — чтобы следующим поколениям архитекторов вообще было что спасать.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.