Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Мастерская Эрнеста Мельгозе на Дворянской улице
Октябрь 1878 года, в имении дворян Булацелей Безмятежное Купянского уезда, проходят испытания нового двухкорпусного плуга конструкции Эрнеста Мельгозе. Представители земства, окрестные землевладельцы, барон Фитингоф – все в восторге от простой и удобной конструкции, показавшей отличные результаты.
Сам Эрнест Иванович Мельгозе польщен столь необычным вниманием. Приехав в Харьков из Саксонии, техник по образованию и изобретатель сельскохозяйственной техники, он обратил внимание, что местные землевладельцы используют металлический двухкорпусной плуг системы Ромсона. Производящийся в Англии, он был довольно тяжелым, неудобным, а главное дорогим, но конкурировать с ним в Российской империи было некому.
Мельгозе открыл склад по продаже сельскохозяйственной техники, а с ним и мастерскую по изготовлению собственных агрегатов в 1874 году. Первым его изобретением в Харькове стал двухкорпусной плуг. Учитывая, что им должны были пользоваться местные крестьяне, он упростил его до крайних пределов, связав металлические части плуга станком из дубовых брусьев. Удачная конструкция стала в три раза легче, в два раза дешевле, но главное, Мельгозе использовал качественный металл.
Однако местное земство обратило внимание на его изобретение только четыре года спустя! Испытания проходили на десятилетней залежи, то есть 10 лет эта земля не обрабатывалась, была сухой и твердой, извитой корнями растений. В плуг запрягли четыре пары волов, он с легкостью углубился в землю почти на 20 сантиметров при ширине борозды в 65 см. Испытывали его и на большую глубину в поле после убранной пшеницы. При обслуживании плуга необходимы были погонщик для волов и работник, который вытаскивал плуг при перемене борозды, с чем вполне справлялся даже 14-летний мальчик. Качество вспашки было выше всяческих похвал, изобретение Мельгозе стало приобретать популярность у сельских хозяев.
Сделав удачную модель плуга, Эрнест Мельгозе приступил к его массовому производству. Где же размещалась мастерская по производству сельскохозяйственной техники? Можно сказать, в самом сердце элитной Захарьковской слободы, на Дворянской улице. Мельгозе арендовал дворовое место с каменными постройками у вдовы купца Каролины Карп, сегодняшний его адрес: улица Чигирина (бывшая Дворянская) № 3. С 1881 года это дворовое место перешло к харьковскому купцу Абраму Давыдовичу Капону, который занимался производством табачных изделий.
Большинство зданий этого дворового места и по сей день сохранились в том самом виде, когда здесь располагалась мастерская Эрнеста Мельгозе, лишь один каменный флигель «вырос» на один этаж, а один из деревянных сараев был снесен.
Успехи в конструировании и производстве потребовали от Мельгозе расширения дела, и после покупки старой фабрики экипажей у харьковского купца 2-й гильдии Филиппа Сергеевича Марченко по Конной улице, он в ноябре 1880 года подал прошение об открытии завода земледельческих машин и орудий. Весь 1880-й год строилось двухэтажное каменное здание для кузнечной и литейной мастерских, отдельное помещение для паровой машины. В литейной возвели вагранку для плавки меди и чугуна. Все помещения были просторными и светлыми, отапливаемыми, что было в диковинку для харьковских врачей и инженеров, осматривавших здания перед открытием. Рабочие проживали на частных квартирах, кроме них на заводе числились 15 учеников, которые жили в верхнем этаже здания литейной. Проект зданий завода составлял инженер Д. Абрамсон.
Завод Мельгозе был оснащен самыми новейшими станками и оборудованием с 50% машинным производством, имел собственную электростанцию, 75 разного рода станков и до 300 человек рабочих. В 1910 году завод производил продукции на 500 000 рублей. С 1876 года мастерская, а потом и завод Мельгозе производил конные молотилки, сконструированные Эрнестом Ивановичем. К 1910 году завод выпустил до 20000 единиц этого инструмента. С 1900 года завод Мельгозе приступил к производству рядовой сеялки собственной конструкции, лучше которой не было в Российской империи. Все орудия, которые сконструировал Эрнест Мельгозе, отличались легкостью хода, простотой и прочностью конструкции.
Эрнест Мельгозе умер в 1909 году и похоронен в Харькове на лютеранском кладбище. Всю жизнь он посвятил своему заводу и конструированию сельскохозяйственных машин, мастерски воплощая свои идеи в массовых выпусках. Как благотворитель он поддерживал лютеранскую общину Харькова и Германское общество вспомоществования.
После смерти Эрнеста Ивановича заводом руководило товарищество, в котором ведущую роль играли его супруга Луиза Яковлевна и сын Владимир Эрнестович Мельгозе. Как и отец, он стал изобретателем, конструктором и инженером сельскохозяйственных машин. К сожалению, с началом Первой мировой войны его арестовали и в 1914 году выслали как военнопленного из Харькова в город Стерлитамак Уфимской губернии. На все просьбы матери вернуть сына на предприятие, которому требовались его знания и опыт инженера и коммерсанта, правительство отвечало отказом. Между тем, завод Мельгозе продолжал работать и производил, помимо сельхозорудий, для нужд императорской армии двуколки, втулки, колеса, ручки для киркомотыг, чугунные бомбы для 90-мм бомбометов. В советское время предприятие вошло в состав завода «Серп и молот», основу которого составил бывший завод Гельферих-Саде.