Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Харьковский аэродром сто лет тому назад

Самолеты 7-го авиаотряда на харьковском аэродроме (часть снимка). Фото: Ф. Горячий, 1921 год
В начале 1920-х годов выполнили первые снимки будущей территории Харькова с воздуха.

1921-й год. Где-то еще идут бои с армией Махно, ведется борьба с бандитизмом, в судах проходят многочисленные процессы над пособниками деникинцев, советская власть активно пытается изъять у украинских крестьян продовольствие для голодающих Поволжья. В это время столичный Харьков растет, как на дрожжах, в планах существенное увеличение городской земельной площади. В связи с этим остро встает вопрос о современном картографическом материале. Для проведения аэрофотосъемки было решено использовать 7-й авиационный отряд, который был расквартирован в городе Обоянь Курской губернии.

7-й авиаотряд на Харьковском аэродроме. Фото: Ф. Горячий, 1921 год
7-й авиаотряд на Харьковском аэродроме. Фото: Ф. Горячий, 1921 год

В то время военный аэродром располагался на территории бывшего частного скакового общества и дачного поселка Новый Харьков, принадлежащего в прошлом дворянину Кривошееву. Они примыкали к харьковскому ипподрому, где проводили полеты первые авиаторы, один из первых харьковских авиаконструкторов Степан Васильевич Гризодубов на своем участке в особом ангаре хранил собственный аэроплан. В 1919-1920 годах и белые, и красные использовали территорию поселка Новый Харьков для аэродрома, здесь же построили и первые в городе авиаремонтные мастерские, положившие начало Харьковскому авиазаводу.

Здание аэродрома где разместился 7-й авиаотряд. Фото: Ф. Горячий, 1921 год
Здание аэродрома где разместился 7-й авиаотряд, фото Ф. Горячего, 1921 год

Прибывший в июне 1921 года в Харьков 7-й авиаотряд, который возглавлял военный летчик А. В. Решетов, разместился на этом аэродроме. К тому времени под него отошли не только земли, но и бывшие заводские конюшни скакового общества, а также каменный жилой корпус, где поселился личный состав авиаотряда.

Командир 7-го авиаотряда военлет А. В. Решетов. Фото: Ф. Горячий, 1921 год
Командир 7-го авиаотряда военлет А. В. Решетов. Фото: Ф. Горячий, 1921 год

7-й авиаотряд, основанный в 1918 году, уже выполнял подобные задачи по аэрофотосъемке на территории Курской губернии, на основе их фотоснимков были созданы современные на тот момент карты Курска, Обояни и других городов. Основными самолетами, которые были на вооружении авиаотряда, следует считать английский "Сопвич", их поставляли в российскую армию через город Архангельск в 1917 году. Экипаж таких самолетов состоял из военного летчика и военного наблюдателя, последний занимался и аэрофотосъемкой. Были в отряде и другие модели самолетов: "Ньюпоры", "Ди-Хавеленды", "Фарманы".

Самолеты 7-го авиаотряда на харьковском аэродроме. Фото: Ф. Горячий, 1921 год
Самолеты 7-го авиаотряда на харьковском аэродроме. Фото: Ф. Горячий, 1921 год

Одним из военных наблюдателей в 7-м авиаотряде был Феодосий Ефимович Горячий, который оставил богатый архив фотографий о большинстве событий, связанных с жизнью военных летчиков, в том числе и трагических. Одно из них произошло под Харьковом. Во время первых же полетов над городом при заходе на посадку 7 июля 1921 года в районе бывшего кирпичного завода Василия Досекина потерпел крушение самолет "Сопвич". Погибли военный летчик и командир отряда Решетов и военный наблюдатель Савицкий.

Похороны пилотов прошли в Харькове на Иоанно-Усекновенском кладбище (сейчас на его месте Молодежный парк), траурная процессия прошла по Сумской, а затем по улице Шевченко. Два скрещенных пропеллера украсили надгробный памятник.

В том же 1921 году 7-й авиаотряд закончил аэрофотосъемку Харькова и окрестностей. На основе их фотоснимков в 1924 году выпустили карты города, куда вошли уже присоединенные к нему территории.

Карта города Харькова с показанием аэродрома, 1924 год
Карта города Харькова с показанием аэродрома, 1924 год

Поучаствовал 7-й авиаотряд и в традиционном праздновании красного воздушного флота, который прошел на аэродроме 2 августа 1921 года. Более трех часов для публики поднимались в воздух самолеты, на «Фарманах» катали и гостей. Последними в вечернее небо поднялись два «Ньюпора», один из которых показал всевозможные воздушные фигуры высшего пилотажа. Приземлившегося пилота публика одарила цветами и овациями. Вечер этого дня продолжился в клубе «Воин и работник» торжественными речами и выступлениями артистов. В том же августе 1921 года 7-й авиаотряд перебазировался под Киев, где должен был также провести аэрофотосъемку города.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.