Город для машин или людей. Какой будет транспортная система Харькова после войны

Швейцарский Stadler точно не будет ходить по харьковским рельсам.

Во время полномасштабной войны Харьков потерял под обстрелами почти все трамвайные депо и половину трамвайных вагонов. Большинство поврежденных автобусов и троллейбусов удалось восстановить. Пока в горсовете не планируют восстанавливать трамвайную сеть — покупают электробусы.

До войны в Харькове было четыре трамвайных пассажирских депо и одно грузовое. Сейчас осталось только одно.

Вышли из строя 8% троллейбусов и половина трамваев

Харьков постепенно теряет трамвайную сеть, и этот процесс, похоже, необратим. Он начался задолго до войны. Уже в 2012 году износ трамваев в Харькове составил 92-94% в зависимости от депо, и это с учетом того, что накануне Еврочемпионата по футболу в 2012 году парк городского транспорта немного обновили за счет трамваев из Чехии, но погоды они не сделали. "Трамвайный дрифт" стал городской легендой.

"Износ фондов просто фантастический. Это все добро нуждалось в замене еще до большой войны. Во время войны стало еще хуже. В Харькове было четыре трамвайных пассажирских депо и одно грузовое. Сейчас осталось одно-единственное. Было три троллейбусных депо и четвертое строилось на Салтовке, а сейчас осталось всего два депо. Там очень раздолбанный асфальт, и эти троллейбусы просто погибают на этих ямах", — рассказал эксперт в области электротранспорта Артем Сосипатров.

По состоянию на 2012 год в Харькове насчитывалось 258 трамваев, но уже тогда на маршруты выходили менее сотни. Весной 2023 года из них на ходу осталось чуть больше 60. Большинство вагонов сгорело в Салтовском депо, в основном в первые две недели войны, когда россияне били по предприятию из "Градов" и минометов и сбрасывали на него авиабомбы.

С троллейбусами и городскими автобусами ситуация намного лучше.

"Троллейбусов уничтожено 7-8%, было больше, но сейчас неходовых единиц именно столько. Это показатель постоянно меняется, некоторые троллейбусы мы отремонтировали, они постепенно выходят на маршруты. Муниципальных автобусов пострадало еще меньше, а вот трамваев осталось мало", — ответил на вопросы KHARKIV Today заместитель начальника сектора электротранспорта городского департамента инфраструктуры Владимир Матяс.

Теперь в горсовете делают ставку на электробусы — не менее 150 штук.

Останется ли трамвай?

Сейчас в муниципалитете в очередной раз разрабатывают новую транспортную модель Харькова. В очередной раз, потому что таких попыток было несколько. Первую мэрию заказала Харьковскому автодорожному университету еще в 2006 году. Ученые выполнили первый этап работ, но затем новый городской голова Михаил Добкин отменил финансирование. Затем у ХНАДУ была еще одна попытка разработать транспортную модель города — здесь уже заказчиками выступили немецкие инвесторы. Но результаты этой работы так и не были обнародованы.

Сейчас в мэрии в очередной раз принялись за разработку схемы. Обещают, что Харьков будущего будет городом для людей, а не машин.

"Мы хотим отказаться от автоцентричности города, чтобы он был более приятным для туристов и харьковчан. Не будет больше таких реконструкций, когда вместо двух автомобильных полос делается пять и образуется такая взлетно-посадочная полоса, где машины могут сильно разгоняться и сбивать людей. Мы это понимаем, потому что каждый день в городе ДТП", — говорит Владимир Матяс.

Пока действия городских властей, к сожалению, не подтверждают благие намерения. Яркий пример — уничтожение трамвайного пути на улице Веснина под видом ремонта водопровода. Хотя только за полгода до этого Игорь Терехов обещал горожанам: ни одна трамвайная линия больше не исчезнет с карты города. Сейчас Владимир Матяс уверяет: в городе будет реорганизация, а не ликвидация трамвайных маршрутов. Многие, по его словам, уже неактуальны, потому что ведут, например, от крупных предприятий к центру, но предприятия не работают и трамвай не пользуется спросом. В планах горсовета — продолжить такие маршруты в густонаселенные микрорайоны. О восстановлении трамвайного пути на Веснина, к сожалению, речь не идет.

Незадолго до войны хотели покупать и новые трамвайные вагоны. Остановили выбор на швейцарских трамваях Stadler. Завезли экспериментальный образец и он неплохо себя показал.

"Я был водителем того трамвая. Трамвай себя очень неплохо показал, потому что его можно было эксплуатировать на наших рельсах. Мы ездили тогда по трем маршрутам — по первому, третьему и 12-му маршруту, там было хуже всего, потому что было самое плохое состояние пути", — вспоминает Матяс.

Этот трамвай до сих пор остался в Харькове. Он пострадал во время обстрелов и не может ездить, а о закупке новых сейчас речь не идет, потому что именно эти Stadler собирались покупать в Беларуси, где работает дочернее предприятие швейцарского завода. Альтернативы пока еще не рассматривают.