Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

5 идей для послевоенного Харькова: дома с бомбоубежищами, велодорожки и Рейхстаг на руинах

Фото: Сергій Козлов/KHARKIV Today
В горсовете обещают разработать новый Генплан Харькова.

Харьков переживает черные дни своей истории. Даже во время Второй мировой войны город не испытывал таких разрушений. Обстрелы повредили каждое четвертое здание. Но самые лучшие архитекторы мира уже работают над планом восстановления города.

Четыре месяца подряд Харьков ежедневно обстреливают из артиллерии, самолетов и ракетных установок. Город оставили, по разным данным, от трети до половины его жителей, 200 тысяч человек потеряли жилье, разрушены школы, предприятия и административные здания. В настоящее время знаменитый британский архитектор Норман Фостер собирает команду, чтобы разработать новый Генплан города и проект его восстановления. Ничего удивительного — ведь в свое время именно в таких условиях возник Генеральный план столицы родины Фостера — Лондона. В 1940 году фашисты начали бомбить город, а британские архитекторы работали над новым видом столицы. Через два года Генплан был готов — но война еще продолжалась, так что пришлось подождать до 1947-го, когда его начали претворять в жизнь.

Вероятно, такая же участь ждет и новый Генплан Харькова — пройдет немало лет, прежде чем замыслы чиновников и архитекторов станут реальными новыми кварталами, зелеными зонами и индустриальными парками. Но уже сейчас мы можем оценить их предложения.

1. Архитектура высоких технологий

панелька
Панельных домов больше не будут строить. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Разработка Генерального плана города начнется с оценки ущерба, нанесенного Харькову войной. По предварительным оценкам, около 500 зданий не подлежат восстановлению — их можно будет только снести. Вместе с домами были разрушены и котельные, которые снабжали их теплом, поэтому объекты инфраструктуры будут строиться вместе с новыми домами. Мэр Игорь Терехов предположил, что город постепенно откажется от энергозатратных и неэффективных централизованных тепло- и водоснабжения. Сейчас водой и теплом Харьков обеспечивают большие структуры — "Харьковские тепловые сети" и "Харьковводоканал".

"Люди должны как можно быстрее получить качественное жилье, построенное по новым стандартам, с новыми энергосберегающими технологиями, автономным водоснабжением и котельными, с небольшим "плечем" доставки тепла и горячей воды", — заявил мэр во время одного из включений в эфире телемарафона.

При этом уцелевшие дома тоже, по мнению мэра, нужно ремонтировать, сразу перестраивая их по принципам энергоэффективности. Система теплоснабжения должна стать зонированной, чтобы в случае аварии вся система не отключалась. Вместо водопровода через город пробурят локальные скважины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Куда переведут учеников и учителей из разрушенных школ в Харькове

Мэр предусматривает, что новое жилье будет строиться не точечно, как до войны, а сразу кварталами, где будут школы, детсады и магазины. Процесс строительства и процесс разбора завалов планируют производить параллельно, а строительные отходы использовать при возведении новых сооружений. Такую идею высказал министр развития общин и территорий Алексей Чернышев.

"Такие строительные отходы могут иметь повторное использование при восстановлении страны: на строительных работах по восстановлению поврежденных объектов и производству необходимых строительных материалов", — сказал министр.

До войны харьковские застройщики предпочитали многоэтажки, почти все новые дома в городе имели 10 и более этажей. Откажутся ли архитекторы от такой концепции, пока неизвестно, но панельных домов в Харькове обещают больше не строить.

2. Бомбоубежища и паркинги

бомбосховище
Бомбоубежище на КП "ХТС" — одно из немногих в Харькове. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

За день до начала войны городской голова Игорь Терехов говорил: в Харькове есть 300 бомбоубежищ на предприятиях и более 4000 укрытий, и они полностью готовы к войне. Уже на следующий день харьковчане поняли, что большинство подвалов в многоэтажках не приспособлены для укрытия от обстрелов, а попасть в бомбоубежище могут только сотрудники этих предприятий. Так что единственным настоящим убежищем в городе оказалось метро.

Благо, это поняли и в мэрии. Игорь Терехов обещает, что новые дома в Харькове будут строиться обязательно с бомбоубежищами.

"Мы сделали выводы из этой войны. Обязательно будут бомбоубежища, подземные паркинги, которые будут и являются бомбоубежищами, в школах будут появляться бомбоубежища, в детских садах", — пообещал исправить ошибки городской голова.

По всей вероятности, наличие бомбоубежища в доме будет обязательным в Украине. Верховная Рада приняла за основу законопроект №7398 заместителя председателя парламентской фракции "Слуга Народа" Елены Шуляк об обязательности бомбоубежищ при строительстве нового жилья.

3. Новая транспортная схема

вело
В плане – отказ от авто в пользу велосипедов. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Профессор Оксфордского университета, специалист в области технологических и экономических изменений Йен Голдин во время обсуждения Генерального плана Харькова сказал, что видит город таким, который поддержит "зеленую" экономику ЕС — отказ от автотранспорта в пользу вело- и пешеходных дорожек.

При обсуждении привлечения инвестиций для Харькова на Международном форуме предложения профессора поддержал городской голова. Игорь Терехов сказал, что необходимо использовать электробусы вместо подержанных автобусов, новые бесшумные скоростные трамваи, обновить подвижной состав вагонов метрополитена. Этот тезис несколько противоречит обещанию строить много паркингов. Если в городе будет много велодорожек и общественного транспорта, харьковчанам не понадобится много машин, а значит, и подземных стоянок для них.

К тому же до счастливого будущего харьковские трамваи могут просто не дожить. Половина вагонов была уничтожена обстрелами, разрушен ремонтный цех Салтовского трамвайного депо, крупнейший в стране. Трамвай больше не будет связывать Салтовку с центром города, потому что весной коммунальщики сняли трамвайные рельсы с улицы Веснина. И такие действия пока не отвечают обещанию строить новые трамваи и электробусы для всей Украины в индустриальных парках.

Что же касается велодорожек, то еще до войны в горсовете обещали построить 76 километров велопутей в рамках проекта "Зеленый каркас". Велосипедные и пешеходные дорожки должны были объединить зеленые зоны Харькова. Планировалось начать с реконструкции Журавловского гидропарка уже в 2022 году, но помешала война. Есть все шансы, что к этому проекту вернутся в мирное время.

4. Рейхстаг на месте облсовета

рейхстаг
Реконструированный Рейхстаг со стеклянным куполом. Фото из открытых источников

От бомбежек и обстрелов пострадало множество архитектурных памятников Харькова, в том числе здание областного совета и администрации на площади Свободы. Разрушения так значительны, что после предварительной экспертизы глава областной военной администрации Олег Синегубов заявил, что оно не подлежит восстановлению и его, скорее всего, снесут.

Архитектурное сообщество Харькова это возмутило. Ведь Дом советов — памятка, следовательно, охраняется законом.

"Восстановить можно все! Самые главные примеры Варшава и Дрезден — города, которые сравняли с землей во время Второй мировой войны. Сейчас это исторические города с памятниками архитектуры разных строительных эпох. Если они себя восстановили, то нам с нашими разрушениями грешно говорить, что нет — восстановлению не подлежит", — считает архитектор Екатерина Кублицкая.

Позже в администрации уточнили, что вывод об аварийности — предварительный, а здание ждет еще множество экспертиз. Норман Фостер, готовящий новый Генплан, предложил свой вариант сохранения постройки: оставить фасад, перестроить внутренние помещения и накрыть дом стеклянным куполом. Именно так в свое время он реконструировал здание Рейхстага в Берлине.

5. Снести Северную Салтовку

северная
Есть ли будущее у северных микрорайонов? Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

В отличие от дома областного совета, разрушенные многоэтажки на Северной Салтовке — не достопримечательности, так что, вероятно, будут снесены. Этот район больше всего пострадал от бомбардировок и обстрелов, некоторых улиц, например Наталии Ужвий, уже фактически не существует.

"Несколько больших улиц просто разрушены дотла. Дома там не подлежат восстановлению. Другого выхода, как строить новые, нет", — заявил во время визита в Харьков заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко.

Вопрос в том, где строить эти новые дома. Территория северо-востока Харькова — до сих пор опасное место для жизни. Сюда долетают не только ракеты, но и обычные снаряды русской артиллерии. Если приступать к строительству новых кварталов до окончательного отказа России от войны в Украине, рассматривать северо-восток Харькова как место для восстановления невозможно — слишком близко к зоне боевых действий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харькове создадут реестр уничтоженных и поврежденных во время войны домов

"По моему мнению, северные окраины города отстраивать не следует. Их надо законсервировать и точка. Северные окраины будут опасны еще десятилетия. И как владелец квартиры на северо-восточной окраине, я бы не хотел туда возвращаться, потому что это стратегически опасный район (не говоря) о том, что он сильно разрушен). Строить новое жилье нужно в южном направлении", — считает историк и общественный деятель Сергей Петров.

В любом случае, международные инвесторы не дадут денег на строительство, пока в Харькове не будет мира. А значит, и масштабное восстановления к тому времени не начнется. Пока Норман Фостер ищет в свою команду архитекторов, харьковчане могут приобщиться к разработке Генплана, заполнив анкету на сайте горсовета.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.