Кем быть иностранцам?
Отставку Эки Згуладзе с поста первого заместителя министра внутренних дел Украины многие пытаются комментировать в привычном для нашей страны духе аппаратной борьбы. Кто-то говорит о том, что Згуладзе устала от противостояния в верхних эшелонах украинской элиты, кто-то, напротив, обвиняет ее саму в шероховатостях реформы полиции. И мало кто замечает, что именно сейчас само функционирование украинской власти начинает приобретать цивилизованные формы.
Само назначение иностранцев на высокие должности в украинской власти выглядело скорее имиджевым ходом, чем разумным кадровым решением. Причем прием этот работал исключительно для самих украинцев. На Западе с изумлением следили за тем, как вместо поиска собственных кадровых резервов украинские руководители придумывают странные схемы, позволяющие назначить на важный пост то того, то другого иностранного гражданина. И хорошо, что новый Закон о государственной службе поставил точку на этой странной пропагандистской кампании.
Означает ли это, что опыт экспертов – таких, как Згуладзе – не нужно было использовать для реформ? Конечно, не означает. Згуладзе изначально должна была бы занять ту должность, которую она будет занимать сейчас – руководителя группы советников при министре внутренних дел. Она и в этом качестве могла бы стать важным участником украинских реформ. И при этом не создавалось бы той двусмысленности, которая появляется каждый раз при назначении какого-либо иностранного политика на высокую должность. То, что в случае с Бальцеровичем и Миклошем пошли именно по пути задействования института советников – уже признаки выздоровления. И для нас, и, кстати, для самих иностранцев, которые хотят нам помочь.
Назначение Михаила Саакавшили губернатором Одесской области дало возможность его оппонентам в Грузии лишить бывшего президента гражданства собственной страны. При этом – учитывая особенности украинского законодательства – сам Саакашвили не может баллотироваться ни в парламент, ни на пост президента еще много лет. Его политическая карьера в Украине вряд ли состоится. При этом, лишившись гражданства Грузии, Саакашвили утратил возможность действеннной поддержки собственной партии на парламентских выборах – хотя в этой поддержке его соратники нуждаются, как в воздухе. Получается, что мы не создали серьезных шансов для Саакашвили в собственной стране – и ухудшили его возможности в Грузии. А вот если бы Саакашвили был бы советником главы Одесской – или любой другой региональной администрации – он получил бы возможность помочь нам с реформами и активно занимался бы грузинской политикой. И этот опыт недавнего прошлого нужно учесть, когда мы вновь будем задумываться о привлечении того или иного иностранного политика для участия в украинской модернизации.