Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Итальянцы обещают спасти росписи прошлого века в харьковском подъезде

В 2006 году преподаватель со студентами провел комплексное исследование росписи. Фото: shukach.com.
Харьковские эксперты вмешательства иностранцев опасаются.

В Харькове, в подъезде дома №44 по ул. Мироносицкой, разрушается единственная в Украине работа украинского баталиста Николая Самокиша (1860-1944).

Денег на комплексную реставрацию нет, потому попытки спасти монументальное творение Самокиша предпринимают неравнодушные харьковчане, пишут "Вести".

Представитель благотворительной организации Ротари клуб «Харьков Мрия» Наталья Нечепуренко недавно показала уникальный подъезд учредителю одного из благотворительных фондов Италии. Хотя ее основная сфера деятельности - помощь детям, болеющим туберкулезом, итальянка настолько прониклась идеей спасения культурного наследия, что обещала помочь.

«Она часто бывает в Венеции, знает, как много там было отреставрировано настенных росписей и фресок, и потому заинтересовалась работой Самокиша. На данный момент разосланы письма в реставрационные школы с просьбой принять участие в проекте», - рассказала Нечепуренко.

Ждать, что иностранцы быстро начнут работы, не стоит, ведь примерная смета реставрации - не менее $25 тыс. «Спасать росписи прошлого века, когда в стране боевые действия и бюджет экономии, возможно, считается неуместным, но не хочется, чтобы мы их полностью потеряли», говорит Нечепуренко.

Как отмечает издание, дом на Мироносицкой, 44 построили в 1914 году, тогда же Николай Самокиш расписал подъезд цветочным орнаментом - интерьер дома напоминал украинскую скрыню (на северной стороне было также живописное панно Сергея Васильковского, но оно утрачено полностью).

В 1930-е гг. здание перешло в ведомство НКВД, бывший особняк превратился в многоквартирный дом, а так как квартирный вопрос в тогдашней столице стоял остро, вскоре достроили еще два этажа. «Росписи полностью не уничтожили, но их скрыли - до половины закрасили, а сверху забелили, - рассказывает доцент Харьковской государственной академии дизайна и искусств Вячеслав Шулика. - В 70-е гг. побелку смыли, а вот панели остались».

​В 2006 году преподаватель со студентами провел комплексное исследование росписи: орнамент смотрели в ультрафиолете, под микроскопом, привлекли эксперта-химика и биолога. После этого разработали и апробировали реставрационную методику.

«Это все было на чистом энтузиазме. В течение двух месяцев мы восстановили два фрагмента, - вспоминает Шулика. - Немало потратили собственных денег. Там семь разновременных слоев - краски разных составов, грунтовка, шпаклевка. Для каждого слоя подобрали свою, наиболее эффективную, методику удаления, которая бы не повредила роспись». За последние годы даже отреставрированные элементы начали портиться - не хватает освещения, в подъезде горит всего одна лампочка, также «постарались» вандалы, поцарапав орнамент.

Приглашение иностранных специалистов Вячеслав Шулика не приветствует. «Волонтерский подход в данном случае не совсем уместен. Реставрация - это научный процесс, высокотехнологичные работы, а об уровне квалификации зарубежных волонтеров нам может быть ничего неизвестно. Не хотелось бы, чтобы приглашение иностранцев стало просто PR-акцией. Своих специалистов у нас достаточно. Волонтеры могут помыть полы после рабочего дня, помочь с лесами, сменить воду, организовать питание», - уверен Шулика.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.