Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Медреформа. Хуже будет только тем, кто ворует

29 марта, на заседании Региональной платформы Харьковского регионального отделения Ассоциации городов Украины, представители Харьковской мэрии высказали ряд замечаний и сомнений относительно медицинской реформы.

Мы признательны представителям местного самоуправления за пристальное внимание к этой теме, которую мы полагаем одной из самых важных на сегодня. Опираясь на некоторые цитаты из сказанного, мы, Харьковская экспертная группа поддержки медреформы, хотели бы сказать следующее:

Какие цели преследует реформа?

— Все очень просто: увеличить продолжительность и качество жизни людей. Перестать обогащать небольшую группу людей (чиновников, фармкомпании, отдельно взятых недобросовестных главврачей), а начать вкладываться, наконец, в здоровье каждого живущего в Украине человека.

Какие риски она влечет, и какова экономическая сообразность такого реформирования?

Риски — это не делать реформу. Мы и так живем, в среднем, на 10-15 лет меньше, чем люди в странах, изменивших свою медицину. Мало того, что и меньше, так еще и хуже: если европейский пенсионер ездит на лыжах в Альпах и ныряет в Мексике, то наш живет между унижениями в больнице и тратами в аптеке.

Какова экономическая сообразность? Победить экономическую несуразность и бессовестность. Сегодня наши деньги — и наши налоги, и то, что большинство пациентов платит “вчерную”, — идут на что? Иногда — на неэффективность, иногда — на бессовестность. На обогрев воздуха в огромных больничных зданиях, где часто никого нет. Либо — где люди лежат не потому, что их на самом деле нужно лечить в больнице, а потому, что надо заполнять “койко-место”, или заработать на пациенте денег. Или потому, что честные и порядочные, но воспитанные советской системой врачи перестраховываются там, где не нужно.

На что еще? На дорогие часы и машины непорядочных врачей, берущих огромные взятки за операции. Их не так много, на самом деле, таких врачей, но основной массив “черных” денег оседает именно у них.

Заметим, стоимость операции обычно называют уже после ее окончания, и ты никогда до конца не уверен, что тебе хватит тех денег, что у тебя есть. А кроме взятки, ты еще покупаешь расходные материалы, дорогущие лекарства — к слову, иногда и ненужные, с недоказанной эффективностью, а то и просто вредные.

Неправда, что “все врачи плохие” — есть прекрасные специалисты, глубоко порядочные люди. Но вся система сегодня выстроена так, что эффективность этих прекрасных специалистов в разы ниже, чем могла бы быть.

Не окажется ли на практике хуже, чем было? У нас нет ответов на многие вопросы. Сейчас нам приходится дофинансировать здравоохранение из местных бюджетов, потому что субвенции от государства не хватает. Для нас это важнейший вопрос.

— Сложно сделать хуже, чем есть. Сложно ухудшить то рабство, в котором сегодня пребывает наша система охраны здоровья. Больницы находятся в крепостной зависимости у целой оравы чиновников, которые в глаза не видели пациентов, но делают вид, что знают, как им лучше. А иногда и пациент попадает в рабство к бессовестному врачу, который лечит его несуществующие болезни.

Хуже, чем было, станет только одной категории: тем, кто сегодня сидит на многомиллиардных потоках, обогащаясь за счет наших жизней.

Сегодня громада понятия не имеет, как и куда тратятся ее деньги.

Наша задача — сделать эту систему прозрачной.

Заместитель харьковского городского головы Светлана Горбунова-Рубан напомнила, что, согласно Концепции реформы финансирования системы здравоохранения, подходы к финансированию оказания медицинской помощи населению и содержание учреждений здравоохранения на первичном уровне кардинально меняются. Предполагается, что финансирование оказания медицинской услуги будет осуществляться на договорной основе в пределах гарантированного государством пакета медицинской помощи, а содержание инфраструктуры будет осуществляться за средства местных бюджетов громад – владельцев этих учреждений. Другими словами, территориальная громада будет содержать всю инфраструктуру, но не будет участвовать в организации оказания медпомощи жителям громады.

— Это как раз сегодня громада не участвует в организации оказания медпомощи. Но она должна это делать. Как? Отправлять своих представителей в наблюдательные советы больниц. В комиссии, проводящие конкурс на должность главврача — кто сегодня знает, как назначается главврач? Кто знает, хороший ли он менеджер, порядочный ли человек, квалифицированный ли доктор? А ведь мы имеем право это знать.

Громада — то есть мы с вами, потому что громада — это мы, — должна сама решать, каким врачам она доверяет. С кем заключать договор. Кому предоставлять помещения для работы. И так далее.

Сегодня мы этого права лишены. Мы даже лишены права знать, куда уходят наши налоги. Не говоря уж о том, куда уходят те деньги, которые мы платим “в конвертах”.

 Если зарегистрированные в городе пациенты будут обслуживаться по договору с семейным врачом или поликлиникой, то за счет каких средств будут предоставляться услуги лицам без регистрации или временно перемещенным лицам?

— Один из главных принципов этой реформы — выплаты не привязаны к регистрации. Привязка к месту жительства — это еще одна форма рабства.

Если вы зарегистрированы в Сумах, а живете в Харькове и вы заболели — вы что, должны ехать через всю область к своему участковому? Разнося по всей области свою инфекцию?

Или все же логично, что если уж вы живете в Харькове, то и к врачу вы ходите в Харькове? Заключаете договор с врачом здесь — и государство платит деньги за ваше обслуживание именно ему. А сегодня получается как? А сегодня ваши налоги идут на смехотворную зарплату врачу в, условно, Сумах, который вас никогда, может быть, и не видел. А здесь вы платите второй раз, уже напрямую из кармана — в частной клинике в кассу, или в госполиклинике “в конверте” — за то, что приняли без регистрации.

До сих пор не определен государственный гарантированный пакет минимального объема медицинских услуг. Заявленных 210-280 грн на человека может просто банально не хватить.

— Если деньги красть — их, конечно, не хватит.  Почему сегодня тех денег, которые государство выделяет на медицину, не хватает? Потому что на длинном пути от госказны до пациента с ними происходит “усушка и утруска”.

А если правильно посчитать и правильно направить средства — то хватит.  Да, нынешний объем государственного финансирования не сделает семейных врачей прям-таки богатыми людьми, но он даст им достойную зарплату, выведет их из финансового рабства. А если врач не будет чувствовать себя крепостным, так он и к пациенту будет относиться совершенно иначе.

И когда мы говорим “денег хватит” — мы опираемся не на домыслы, а на расчеты, которые проводились около полутора лет, в том числе нашей Харьковской экспертной группой.

Давайте на пальцах. 210 грн умножаем на 2000 человек — такое количество пациентом в среднем может подписаться на одного врача, — получаем 420 тыс в год. Делим на 12 месяцев — получаем 35 тысяч в месяц. Вычитаем из них оплату за помещение, коммунальные услуги, оплату, например, услуг бухгалтера и т д — и, по нашим подсчетам, получается около 8-12 тыс грн на зарплату врачу и около 5-6 тыс грн — медсестре. А если несколько врачей практикуют вместе, в одной амбулатории, и вместе оплачивают коммунальные платежи, бухгалтера и т д — их доход становится больше. А если громада заинтересована в своем здоровье и решает поддержать своих врачей, и сдает им, к примеру, помещение в аренду за 1 грн в месяц, — то еще больше. И так далее.

Что касается госпитальных округов, вокруг которых сейчас так много слухов и сплетен. Здесь стоит рассказывать детально и отдельно, но главное, что стоит запомнить уже сейчас. Первая задача реформы медицины вторичного уровня (грубо говоря — “стационаров”) — сделать так, чтобы пациента в неотложном состоянии можно было максимально быстро довезти до больницы, где его стабилизируют, окажут первую помощь. А потом, если нужно, переведут дальше, в специализированную клинику. Есть так называемое правило золотого часа: чем меньше времени мы тратим на то, чтоб довезти человека до больницы, тем больше у нас шансов его спасти.

Вот это самое главное — спасти человека.

Второй принцип тоже очень простой, но людям из советской системы иногда сложно его понять. Дело вот в чем: человек, у которого есть проблемы со здоровьем, далеко не всегда должен лежать в больнице. Современная медицина позволяет очень и очень многие вещи делать амбулаторно. И держать человека в больнице по неделе, только чтобы давать ему таблетки и делать укол — это глупо и неэффективно.

Когда вы слышите слух, что “аааа, больницу закрывают” — не спешите паниковать. Во-первых, закрыть больницу не так просто, а иногда и просто невозможно — по законодательству. Зачастую речь, на самом деле, идет об увеличении ее эффективности. Возможно для этого нужно сократить количество коек в больнице — и не заполнять их насильно. Повысить качество первичного обслуживания. Сделать так, чтоб человек все меньше и меньше попадал в больницу. Чтобы не боялся звонить врачу, когда его что-то беспокоит. Чтобы врач реагировал на малейшие тревожные звоночки. И так далее.

Чтобы человек не только “лечил болезни”, но и — сохранял здоровье.

Потому что вся эта реформа — она о здоровье. О том, чтобы мы, наши дети, наши родители — были здоровыми. И свободными.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.