Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Взрослый друг. Харьковчанам предлагают стать наставниками для детей в интернатах

Волонтери: Дорослі-Дітям / Facebook

«Наши дети. Наше будущее. Наша ответственность» — так звучит лозунг проекта наставничества «Одна Надежда». В Украине его внедряют шесть лет, а с 2013 года к программе присоединился и Харьков.

У подростков мало шансов обрести новую семью

Адаптировать к жизни в обществе, помочь с выбором профессии, решить сложную задачку по математике или просто поболтать по телефону — идея проекта звучит необычно в классическом понимании помощи сиротам. Наставник — объясняют детям и взрослым — не спонсор и не родитель, а просто хороший друг.

«Сегодня в Украине около 104 тысяч детей находятся в интернатных заведениях, из них 10 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, — рассказал уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба. — После выхода из интернатного учреждения эти дети часто остаются на улице — у них нет ни жилья, ни необходимого образования, ни работы, они не умеют отстаивать свои права и часто оказываются беспомощными даже в ежедневных бытовых делах. Но самое главное — они одиноки, им некому подсказать, как правильно поступить».

По словам регионального менеджера проекта наставничества Надежды Кондратюк, украинцы хотят усыновить малышей от 2 до 5 лет — за этими детьми буквально стоит очередь. В тоже время подростки практически не имеют шансов обрести новую семью.

Не все директора учреждений дают добро

Изучив мировую практику, еще в 2010 году в Украине был создан проект наставничества «Одна Надежда». Профессионалы проводят тренинги для взрослых и объясняют, что главная задача — помочь ребенку адаптироваться в жизни. Не нужно становиться шефом, приносить деньги и подарки. Важно помочь, утешить, вместе провести время, дать совет.

«Детям мы объясняем, что это не папа и не мама, это — твой друг, который поддержит, верит в тебя, поможет раскрыть таланты, — рассказывает Надежда Кондратюк. — Ведь дети из интернатов попадают либо в швеи, любо в слесари-сантехники. Они сами не готовят, не убирают за собой, а когда в 16–17 лет выходят из учреждения, то боятся взрослой жизни и не могут никому доверять».

Как показывает практика, именно такие взрослые друзья могут изменить судьбу ребенка в лучшую сторону.

«Я знаю истории, где только благодаря наставникам дети начинали хорошо учиться, поступали в вузы, избавлялись от вредных привычек. Наставнику одного парня даже удалось опровергнуть диагноз, который ему ставили только для того, чтобы он находился в интернате», — говорит Николай Кулеба.

Сначала проект существовал тольков Киеве. Потом наставничеством заинтересовались во Львовской и Тернопольской областях, Одессе и Запорожье. Понемногу программа начала работать и в Харькове. Правда, наставников в первой столице пока что можно пересчитать на пальцах. Иногда руководители интернатов крайне неохотно идут им навстречу. Бывает, что причиной является то, что не каждый готов взять на себя ответственность за судьбу ребенка.

«У нас есть договоры с некоторыми интернатными учреждениями, но не все директора соглашаются на индивидуальное наставничество, поэтому таких пар очень мало, — говорит директор БФ «Будущность и Надежда» Елена Кокина. — Это проект социальной адаптации детей, находящихся без родительской опеки».

Кандидатов тщательно проверяют и обучают

В программе участвуют подростки от 12 до 18 лет только по собственному желанию. Перед тем, как дать ребенку наставника, взрослого тщательно проверяют и учат общаться с потенциальными подопечными на специальных тренингах. За это время 60–65 % желающих стать старшим другом отсеиваются. По словам специалистов, такой процент — нормальное явление.

«Наставником можно стать с 18 лет. Прежде чем человек придет сюда, он заполняет анкету, проходит собеседование с психологом, потом начинаются тренинги. После этого нужно принести медсправку и справку о несудимости. Наставники заключают с нами договор, где прописывается, что они не разглашают данные о ребенке, не ущемляют его личность», — рассказывает Елена.

Еще одно важное условие — взрослым другом можно быть минимум год и уделять ребенку, по меньшей мере, один час в неделю. И если по всей Украине количество наставников составляет около 1300 человек, то в Харькове эта цифра пока что очень мала.

«Чаще выбирают групповое наставничество, таких в нашем фонде 15 человек. Если говорить об индивидуальном, то у нас прошли тренинг около 93 человек, 60 % мы отсеяли. Около 9 харьковчан больше года индивидуально дружат с детьми», — подсчитывает Елена Кокина.

Ведут разговоры по душам и проводят мастер-классы

Одна из наставниц — харьковчанка Маргарита Деменко — прошла тренинг больше двух лет назад. Бухгалтер по профессии, она уже полтора года общается с детьми. Для группы девочек-подростков четыре наставника проводят игры, мастер-классы, ведут разговоры по душам. Нередко дети после выхода из интернатов звонят взрослым друзьям, чтобы попросить совета или рассказать о своих проблемах.

«Я хожу в центр социально-психологической помощи «Гармония». Это приют, куда попадают дети из неблагополучных семей в среднем на 9 месяцев, пока идут судебные разбирательства с родителями. После того как дети выпускаются, мы поддерживаем с ними связь. Они привыкли к тому, что мало кому нужны, бывает, что им даже сложно ответить на вопрос «Как дела?» — рассказывает Маргарита.

Еще одна наставница девочки-подростка — координатор организации «Волонтеры: взрослые — детям» Виктория Тищенко — говорит о том, что кардинальных и мгновенных изменений в ребенке ждать не стоит. Главное — наладить с ним доверительные отношения и любить как своего.

«Из 12 наших волонтеров, которые прошли тренинг, только четверо согласились стать наставниками, потому что это очень сложно. Вы должны постоянно общаться с ребенком, быть в курсе его дел. Он обращается к вам со своими бедами, проблемами или ему просто нужно поговорить. Он всегда есть в вашей жизни. Колоссальных изменений не ждите, потому что, несмотря на небольшой возраст, жизнь их покидала. Можно только попробовать направить на другой путь: помочь дать образование, показать, как общаются и работают люди», — уверена Виктория.

Активисты действуют полуофициально

Что бы ни говорили инициаторы проекта и волонтеры о важности наставничества, в Харькове, как и в Украине в целом, оно действует полуофициально. Но, по словам Николая Кулебы, сейчас ведется активная работа по реформированию всей интернатной системы и наставничество является одной из составляющих этого процесса.

«Главная проблема — это закрытость интернатной системы. Сейчас мой офис совместно с общественной организацией «Одна Надежда», которая занимается наставничеством, работает над этим, — говорит Николай Кулеба. — Готовятся предложения изменений в законодательство, которые позволят вывести наставничество в официальную законодательную плоскость. Что касается полномочий наставника, на данный момент мы говорим о том, чтобы гарантировать наставнику доступ к ребенку в интернатном заведении, ведь сейчас с этим есть проблемы, поскольку посещения наставником ребенка зависит только от доброй воли руководителя учреждения. В то же время нужно понимать, что наставник в своих правах — не опекун и не представитель ребенка, а друг и товарищ».

В интернатах области проживают 4,8 % детей-сирот

В 2015 году на территории Харьковской области сиротами стали 630 детей. 435 детей были отданы под опеку, 129 — в приемные семьи и детские дома семейного типа, 123 ребенка усыновлены.

По словам начальника службы по делам детей ХОГА Татьяны Печерских, на данный момент в области работают 4 дома ребенка, 3 дома-интерната в системе соцзащиты и 28 интернатов в системе образования. Но эти учреждения не предназначены для сирот. На территории Харькова осталось одно сиротское учреждение, а в области последний Люботинский детдом был реформирован в прошлом году.

«95,2 % процентов детей-сирот живут в семье — это опека, детские дома семейного типа, приемные семьи, 4,8 % живут в системе интернатов. У нас нет программы наставничества как таковой, а волонтеры с детьми действительно работают постоянно», — уверяет Татьяна Печерских.

Важно!

Если вы хотите стать наставником, то звоните по телефонам: (057) 757-07-47, (095) 712-47-59, (093) 703-52-88 или регистрируйтесь на сайте www.nastavnik.org.ua

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.