Стефан Таранушенко - консерватор времени. Лекция Андрея Парамонова
В четверг, 31 октября, в пресс-центре KHARKIV Today исследователь истории Слобожанщины Андрей Парамонов расскажет о своем выдающемся предшественнике, искусствоведе, знатоке украинской архитектуры, музееведе Стефане Таранушенко.
Изучением его наследия Парамонов занимается много лет. Ниже заметка Андрея Пармонова о Стефане Таранушенко.
В декабре 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения Стефана Андреевича Таранушенко, необыкновенного человека, влюбленного в деревянное народное зодчество, будь то хата или ветряк, резной иконостас или храм. Влюбленного во все украинское, то, что видел с детства в хатах своих бабушек и дедушек, своих родителей. Влюбленного так, что для него существовала только мир украинской старины, которую он почитал и сохранял в своих фотографиях, публикациях и книгах. Во многом благодаря ему мир украинской народной архитектуры, народного быта, ремесел представляется нам, современным украинцам, во всей красоте! Это человек законсервировавший время, чтобы мы гордились своим прошлым, своими предками, величием и красотой украинской храмовой архитектуры.
Стефан Андреевич Таранушенко родился 9 декабря 1889 года по старому стилю в уездном городе Лебедин Харьковской губернии в семье цехового Андрея Петровича Таранушенко. Отец занимался торговлей, выделкой кож в собственном кожевенном заведении, владел грамотой и имел родных братьев, которые построили на свои средства паровую мукомольную мельницу в Лебедине, а также родственников в Полтаве. Все трое сыновей Андрея Петровича Таранушенко получили хорошее образование, но старший – Стефан пошел дальше всех, проходя после Ахтырской классической гимназии обучение в императорском харьковском университете на историко-филологическом факультете.
Семья была вполне обеспеченной и проживала в деревянном доме на каменном фундаменте и обложенным кирпичом. В нем было 7 комнат, был и еще один дом поменьше, сарай и комора да два земельных надела в урочищах, примыкающих к границе города Лебедина. Сфера торговых интересов семьи Таранушенко пока неизвестна, но Андрей Петрович часто бывал в Харькове у сына, для которого снял половину дома на Большой Москалевской 48.
Ещё в 1910 году отец подарил Стефану Андреевичу фотоаппарат, и с того времени у будущего ученого началось увлечение фотографией. Таранушенко снимает не столько семью, сколько окрестные достопримечательности, прежде всего старый деревянный Николаевский храм, куда ходили предки по отцу с давних времен. Эти фотографии сохранили для потомков необыкновенный колорит деревянной архитектуры Слободской Украины. Запечатлел Таранушенко и другие храмы Лебединского уезда, старый Харьков, село Козиевку, через которое проезжает в 1913 году на каникулы с друзьями-студентами.
К 1916 году, когда Таранушенко готовит дипломный проект по теме «Иконография украинского иконостаса», искусство фотографии пригодилось автору как нельзя кстати. Научный руководитель профессор Фёдор Шмит с удовлетворением отмечал, что ученик превзошел своего учителя, получив за своё изыскание золотую медаль. До сих пор эта работа Стефана Андреевича Таранушенко востребована специалистами!
А в 1918 году Таранушенко получил должность старшего ассистента Церковно-исторического музея города Харькова, ставшего вскоре Харьковским музеем украинского искусства, который и возглавит Стефан Андреевич. Так началась его музейная деятельность, поглотившая его целиком и полностью. Вскоре к ней добавилась и деятельность по охране памятников, на этом поприще равных ему нет и сегодня. Фиксация деревянной архитектуры, обмерные изыскания памятников, собрание предметов быта и церковной утвари, выставки, издание книг и статей, экспедиции по всей Украине, воспитание учеников – все это составляло сферу интересов Таранушенко.
Так продолжалось до тех пор, пока профессор искусствоведения Стефан Андреевич Таранушенко не был арестован по сфабрикованному делу и выслан за пределы Украины. Он работал в Перми, Курске, Астрахани, а в 1953 году переехал в Киев, где продолжил деятельность в Академии архитектуры и Музее архитектуры. Публикации и монографии Таранушенко до сих остаются важнейшим источником в изучении деревянной монументальной архитектуры Украины, этой теме он отдал почти 65 лет своей жизни.
Безусловно, он достоин памяти потомков. Самое время подумать о том, что на доме по улице Миронисцкая, 76, где он жил с семьей с 1921 по 1933 год, нужно установить мемориальную доску – это самое меньшее, чем мы могли бы отблагодарить Стефана Андреевича за его труды и жизнь ради искусства наших предков.
Рассказ о Стефане Таранушенко - третий из цикла "Вечерние беседы о прошлом Харькова с Андреем Парамоновым". Начало в 18:30.