Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Станция с подвохом. Ради метро до Одесской нужно отселить 19 семей и побороть плывуны

Иллюстративное фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today
В мэрии собираются продолжать строить Алексеевскую линию в сторону аэропорта.

На этой неделе открылся долгожданный долгострой – станция метро «Победа», а в мэрии уже собираются продолжать строить Алексеевскую линию в сторону аэропорта.

Владельцам домов обещают компенсацию

«Победа» готова. С момента начала строительства прошло пять лет, зато теперь жители Алексеевки смогут воспользоваться благами цивилизации. Строителям еще предстоит обустроить депо возле самой дальней станции, а в горсовете тем временем обсуждают продолжение линии с другой стороны – от «Метростроителей» до «Державинской» и «Одесской». Строить будут сразу две станции – так было, когда сооружали «Ботанический сад» и «23 августа». Только в этот раз начнут с самой дальней остановки. «Одесская» обещает быть самым сложным участком метрополитена.

На перекрестке проспекта Гагарина и улицы Одесской – плотная застройка. Высотки, супермаркеты, сложная транспортная развязка. Под строительство будущей станции зарезервирована небольшая площадка, отгороженная еще 20 лет назад. Там сейчас находится автостоянка. Но этого мало: строителям предстоит снести несколько частных домов, прежде чем они начнут рыть котлован.

«Речь идет о 19 частных домах. Есть списки, но обнародовать их пока не будем, они находятся в Департаменте архитектуры. Переговоры с жителями этих домов проходят с 1988 года, когда было принято решение о начале проектирования», – говорит начальник Дирекции строительства метрополитена Наталья Линник.

Решение о сносе домов будет приниматься на сессии горсовета. В мэрии пообещали: всем владельцам зданий компенсируют потерю имущества.

Для прокладки тоннелей необходим специальный щит

Правда, плотная застройка – не единственная проблема. Здешние грунты, так называемые плывуны – очень насыщены водой. Потому перед тем, как приступать к работам, строителям придется искусственно понизить уровень грунтовых вод. Пришлось даже внести корректировки в проект: вместо ожидаемой глубины 14–16 метров опустить тоннель еще на 3 метра под проспектом Гагарина.

Для прокладки тоннеля нужно привезти невиданный ранее в Харькове щит для работы с неустойчивой почвой. Подобное оборудование делают в Германии. В горсовете обсуждают, взять технику на прокат или купить не новую машину.

«Такой щит ведет проходку и сразу укладывает блоки, а затем бетонирует все, чтобы не просачивалась вода. Людей нужно будет учить с ним обращаться, в Харькове подобное оборудование еще не использовали», – уточняет метростроевец Сергей.

Впрочем, люди, способные справиться с иностранным механизмом, есть и в Харькове. Местные метростроевцы работают по контракту в странах СНГ, где подобный щит используется часто. Но все равно, считает Сергей, понадобится инструктаж немецких специалистов.

«Рабочих на этой станции должно быть много, потребуется четыре смены, чтобы работать и днем и ночью», – говорит метростроевец.

Сейчас в планах горсовета нанять 270 специалистов.

Кредит по осени считают

Работы на «Одесской» и «Державинской» начнутся после того, как метростроевцы обустроят депо возле Окружной дороги для обслуживания Алексеевской линии. Все эти проекты станут возможны, если представители Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) дадут Харькову кредит. Сейчас переговоры ведутся о 309 миллионах евро. Заместитель городского головы Игорь Терехов рассказал, что очередной этап переговоров намечен на сентябрь, а подписание договора планируется в конце года.

«Мы должны получить государственные гарантии под кредит», – поясняет вице-мэр.

Помимо непосредственно стройки, необходимо будет приобрести еще 60 вагонов. Купить новый состав планировали и для «Победы», но отказались от этой идеи из-за срыва контракта с Мытищинским вагоностроительным заводом. Новый участок метро позволит увеличить пассажиропоток на 25 миллионов человек в год. Это принесет метрополитену новые доходы, но, как заметили на последней встрече с харьковскими чиновниками представители ЕБРР, стоимость проезда в подземке не покроет обслуживания кредита.

«В связи с бюджетной децентрализацией доходы городского бюджета возросли, поэтому город будет готов оказывать финансовую поддержку КП «Харьковский метрополитен». Мы не намерены поднимать цены на проезд в метро», – пообещал Терехов.

Если кредит будет получен, метростроевцы смогут приступить к работе в начале осени – конце зимы. Открыть «Одесскую» и «Державинскую» планируют осенью 2020 года.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.