Систему детских домов нужно кардинально реформировать
Интернат. Приют. Детский дом. Все эти разные слова объединяет одно - закрытая система с устаревшими нормами и правилами, в которой живут и растут дети.
Есть комнаты мальчиков и комнаты девочек, есть игровые и классные комнаты, есть столовая и актовый зал. Обед – по расписанию, мультики – по часам, жизнь – по графику.
Дети из интернатно-коллективных заведений не знают, как лепить вареники и сколько сахара класть в чай, сколько стоит проезд в троллейбусе и как ехать на метро, как заводить друзей и иметь свои личные вещи и игрушки.
Простые ежедневно-бытовые вещи, которые знает и умеет домашний ребенок, они не знают и не умеют. Интернатная система обобщает, уравнивает и обезличивает.
Нет выбора, нет разнообразия, нет развития, нет веры в себя и мотивации.
На сегодняшний день, интернаты – это печальные отголоски старой советской системы, где все должны были быть одинаковыми и внешне, и внутренне. Да, по-прежнему есть дети, лишенные родительской опеки, социальные сироты, и их нужно обогреть, накормить, выучить и вырастить.
Существующую систему детских домов нужно кардинально реформировать, а количество детей-сирот глобально уменьшать – путем материальной и психологической поддержки малообеспеченных семей. Когда многодетная мама хочет, чтобы все её дети были с ней, но у неё нет средств на еду для всех, когда бабушка хочет быть опекуном своих внуков, но у нее нет жилья, - вот эти кризисные ситуации нужно искоренять, и тогда дети будут в семье, а не в приюте.
И решать такие ситуации надо не силами волонтеров, а на государственном уровне.
Также очень важно внедрять в интернаты систему наставничества. Наставник – это взрослый сознательный человек, который проходит специальное обучение и начинает общение с одним или несколькими детьми из детдома. Наставник приходит к детям раз в одну-две недели, активно интересуется проблемами и достижениями своих подшефных, учит общению и навыкам жизни вне стен интерната.