Рада приняла законопроект о Силах специального назначения
Сегодня Рада приняла законопроект про Силы специальных операций. Важное решение, которое поддерживают наши западные партнеры. Все фракции поддерживают голосование - обсуждение было качественное, всестороннее. Хороший пример, как политики умеют находить общий язык.
До 1 августа все подразделения спецназа планируется полностью передать в подчинение командования ССО, статус которого закреплен взаконе. Во время войны спецназ был оперативно подчинен командованию сухопутных войск. и выполнял функции обычной пехоты - охранял генералов, проводил противодиверсионные операции в нашем собственном тылу, выполнял задачи войсковой разведки. И вот сейчас создается механизм автономных самостоятельных действий, который позволит сосредоточить усилия именно на проведении специальных операций.
Итак, в чем его суть и на что стоит обратить внимание?
1. Определяются задачи ССО:
-проведение специальных операций - в том числе за рубежом;
-ведение специальной разведки;
-проведение информационно-психологичес
-организация движения сопротивления на оккупированных территориях;
-предоставление военной помощи.
2. ССО получают автономное от ВСУ финансирование - свою отдельную закрытую строку в бюджете, распорядителем средств является непосредственно Минобороны.
3. Статус Сил специальных операций резко повышается.
Высшее руководство ССО осуществляет сам Президент - Верховный главнокомандующий. То есть Президент может ставить задачи напрямую, без участия ГШ. Начальник Генштаба осуществляет только общее руководство.
Командующий ССО назначается и увольняется на должность министром обороны по согласованию с Президентом. Непосредственное руководство ССО осуществляет исключительно командование ССО - то есть подчинить части ССО, например, командованию Сухопутных войск не удастся.
4. В ССО создается собственное подразделение внутренней безопасности.
5. Командование ССО получает право отбора военнослужащих в ВСУ согласно требованиям, утвержденным Генштабом.
6. Военнослужащие ССО получают денежное обеспечение в размере не менее двойного оклада военнослужащего ВСУ с соответствующим званием, должностью и выслугой.
Какие выводы?
Как видим, закон весьма лаконичен, и все организационно-структурные вопросы будет утверждать Генштаб. С другой стороны, закон по нашим феодальным понятиям здорово ограничивает масштабы влияния начальника Генштаба. Ведь у нас спецназ всю войну применялся как часть сухопутных войск, для решения задач преимущественно войсковой разведки, охраны, штурмовых действий в качестве легкой пехоты.
Здесь надо отметить, что это не интрига против Генштаба - это на самом деле внедрение нормальной мировой практики. Именно по такой схеме организованы ССО США. Децентрализация системы управления и повышение самостоятельности составных частей - это рационально и принято во всем мире. Это только в Украине Генштаб и Минобороны - два автономных ведомства, а в демократических странах командующий ВС подчиняется не президенту, а именно министру обороны. Везде структура управления едина.
Да, можно сказать - а почему такая структурная реформа проводится только в одном виде ВС? Почему не везде? Где наконец программа развития Вооруженных сил, экстренно разработать которую Президент Порошенко обязал ГШ и МО своим указом еще 15 октября 2014 года - полтора года назад?
Думаю, принятие закона об ССО логично именно потому, что разработать новую архитектуру реформы ВСУ руководство ГШ пока неспособно. И непонятно, способно ли что-то вывести начальника ГШ из летаргии в этом вопросе. Самого президента невыполнение его собственного указа тоже не очень беспокоит. Закон о ССО - это по сути попытка реформы снизу. То есть это попытка создать дееспособную модель в самом критически важном виде ВС, который может иметь, при грамотной организации, стратегическое значение. То есть немного опередить остальные структуры ВСУ и показать путь развития.
Для войны против РФ Украине необходима мобильная автономная структура, которая объединяет военных профессионалов и работает по своим закрытым регламентам на результат. Мы окружены российскими базами и непризнанными оккупированными РФ территориями. Против врага, ведущего необъявленную войну, надо действовать быстро, гибко и скрытно, минуя громоздкую систему согласований и координаций, которые убивают актуальность, инициативу, скорость и смелость.
Это на самом деле и есть типичный американский подход к проведению военной реформы.
Именно так американцы в Польше работали с отрядом "Гром", в Болгарии создали 68-ую бригаду спецназа, именно с бригады спецназа началась реформа ВС Ирака, Афганистана и всех других стран, которые входят в сферу американского влияния. И это также логично, потому что ССО - это инструмент современной интеллектуальной войны, войны точечных уколов с долгосрочными последствиями.
Чтобы наносить удары по оккупантам на Донбассе, в Крыму, Приднестровье, чтобы поддерживать национально-освободительные движения на территории РФ, необходимо создать эффективные инструменты решения такого рода задач.