«Особые» детки оказываются изолированными от общества
Что в жизни человека представляет собой детство? Удивительный, уникальный период, когда закладываются основы психофизиологического здоровья, запоминаются первые впечатления, которые, возможно, способны повлиять на всю дальнейшую жизнь.
Многие из нас совершенно точно сходу вспомнят несколько ярких моментов той субъективной эпохи, когда январский снег был самым вкусным лакомством и мир казался таким огромным. Затруднятся в подобных ответах те, у кого не было счастливого детства. Таких много даже сейчас – это дети, которые живут в неблагополучных семьях или специализированных учреждениях, лишенные надежных взрослых и умиротворяющей стабильности. Вдвойне тяжело отыскать свой позитивный опыт тем детям, у которых выражены так называемые особые потребности и трудности адекватных реакций на окружающий мир.
Наше общество постепенно поворачивается лицом к ребенку, имеющему определенные особенности развития – имеются ввиду психические и/или физические нарушения, а также специфические социальные условия, существенно повлиявшие на маленького человечка и затормозившие его полноценное развитие. Факт постепенной смены общественного мнения радует, несмотря на данные, согласно которым за последние пятьдесят лет число детей с нарушениями в работе центральной нервной системы и врожденными недостатками опорно-двигательной системы, увы, существенно увеличилось. Впрочем, в любом случае проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются дети с особыми потребностями и их семьи, никуда не деваются, ведь процесс их социализации сопряжен с рядом сложностей.
Мы даже не задумываемся, как часто детям с особенностями развития приходится искать обходные пути достижения задач культурного развития и получения того минимального багажа знаний и навыков, которые для нормально развивающихся ребят являются обычными.
Зачастую «особые» детки оказываются изолированными от общества в целом, даже если они живут в семье. Что уж говорить о воспитанниках специализированных интернатов, где ярко видно противоречие между бедностью повседневного жизненного пространства детей и необходимостью их социализировать. Что же нужно нашему обществу для того, чтобы изменения в судьбе этих девчонок и мальчишек стали очевидными?
Прежде всего, необходима квалифицированная помощь семьям в наблюдении за развитием детей, содействие в своевременном распознавании проблем и быстрое направление к соответствующим специалистам и службам при очевидности задержки в любых аспектах роста и развития – как часто члены семьи не знают правильных действий и запускают болезнь, а то и вовсе отдают ребенка в государственные учреждения, где «с ними справятся лучше».
Само собой, не менее важна потребность в согласованном участии специалистов различных профилей. Кроме того, на первый план должно выйти увеличение информированности населения – дабы неизвестные особенности поведения не вызывали ненужных опасений и прочих негативных эмоций.
Для социализации детей с особенностями развития важно реализовать потребность в расширении познавательного пространства за пределы их обычной среды, когда приток новых событий, эмоций, действий активно запускает дремавшие внутри механизмы адаптации. И наконец, пора сместить акценты с нарушений и недостатков на фиксацию потребностей, признать ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.