Как Ryanair «пролетел» над Украиной
На этой неделе ирландский лоукостер Ryanair объявил, что отменяет запланированный выход на украинский рынок. Причиной срыва сделки ирландцы назвали отказ киевского аэропорта «Борисполь» выполнять договоренности, достигнутые между авиакомпанией и Министерством инфраструктуры Украины. «ХН» разбиралась в ситуации.
В ЕС за 10 евро
В марте министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил радостную весть: в Украину приходит ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair. Стороны достигли предварительной договоренности о рейсах по четырем направлениям из Киева и семи – из Львова, которые должны были стартовать этой осенью.
Переговоры по поводу выхода на украинский рынок Ryanair, самых дешевых и популярных авиалиний Европы, продолжались пять лет. Приход компании сулил украинцам существенную экономию на перелетах – средняя цена билета у Ryanair составляет 46 евро, кроме того, авиаперевозчик нередко проводит акции, снижая тариф до 10 евро. При этом бесплатно пассажиру разрешено путешествовать лишь с ручной кладью весом до 10 килограмм и размером не больше 55 см х 40 см х 20 см; за крупногабаритный багаж придется заплатить сумму, нередко превышающую стоимость билета. Как правило, прямо у терминалов авиакомпании стоят боксы для измерения параметров ручной клади - если они превышают дозволенные, просят доплатить.
Впрочем, опытных путешественников такие строгие требования не смущают, а украинцы, которые часто путешествуют по Европе, давно знакомы с преимуществами авиакомпании.
В прошлом году я ездил в Берлин на музыкальный фестиваль, – рассказывает харьковчанин Андрей. – Чтобы сэкономить, летел в Германию из польского Жешува. Ryanair объявил акцию на мой рейс – в итоге билеты туда и обратно обошлись всего в 18 евро! Если бы летел прямым рейсом из Киева на МАУ, дорога стоила бы в несколько раз дороже.
Разница между тарифами ирландского лоукостера и главной украинской авиакомпании действительно существенная: рейсы Ryanair между европейскими странами зачастую обходятся дешевле, чем внутренние перелеты МАУ. Например, в начале августа на самолетах лоукостера за 20 евро можно из Гамбурга долететь в Манчестер и обратно; в то же время за перелет Харьков–Киев–Харьков украинскими авиалиниями придется заплатить 2124 гривны.
Одним из конечных бенефициаров МАУ является бизнесмен Игорь Коломойский. Предпринимателю часто приписывают монополизацию украинского «неба» - подобные обвинения, в частности, выдвигал ему Михаил Саакашвили во время своего губернаторства. Вскоре после новости о грядущем приходе Ryanair МАУ открыл большую распродажу авиабилетов, а в эфире телеканала 1+1, также принадлежащему Коломойскому, развернули информационную кампанию против лоукостера. В то же время в пресс-службе МАУ сообщили, что компания не является участником переговоров между "Борисполем" и Ryanair, а потому не имеет никакой возможности влиять на ход переговоров.
Споткнулись о «Борисполь»
Директор аэропорта «Борисполь» Павел Рябикин заявил, что подпишет договор с Ryanair лишь после того, как все разногласия в пунктах договора будут разрешены. Среди условий авиакомпании, которые аэропорт не может выполнить, он назвал, в частности, бесплатные стойки регистрации, систему приема багажа, офисы для продажи авиабилетов, стоянки для такси, землю для постройки гостиницы и т. д. В итоге 10 июля Ryanair приостановил продажу билетов на рейсы из Украины, а затем официально объявил, что выход на украинский рынок отменяется, поскольку страна «еще не является достаточно надежным местом для инвестиций».
Невыполнение киевским аэропортом обязательств приведет к потере более 500 тысяч клиентов и 400 рабочих мест в аэропорту только в первый год, что обеспечило бы значительный рост экономики Украины. Мы также сожалеем о том, что Львовский аэропорт стал жертвой решения киевского аэропорта, – заявил главный коммерческий директора компании Дэвид О’Брайен.
Президент Центра экономического развития, внештатный советник президента Украины Александр Пасхавер не исключает, что МАУ может влиять на процесс переговоров «Борисполя» и Ryanair, как, впрочем, и украинские политики.
У нас в стране никто не может исключить никакого влияния, – утверждает эксперт. – МАУ может влиять на этот процесс, но даже если бы МАУ не было, перечень требований этой компании поражает. Да, возможно, Ryanair хочет летать дешевле и конкурентно продавать билеты, мы тоже в этом заинтересованы, но любой хозяйственный субъект уступает до определенной степени.
Экономист, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что идея сделки с «Борисполем» изначально была обречена на провал – как правило, Ryanair принимают аэропорты, которые находятся на периферии и дешевле в обслуживании.
В Европе лоукостеры летают во вспомогательные аэропорты – в «Гэтвике» или «Париж-Орли» не приземляются, – отмечает Охрименко. – «Борисполь» всегда был дорогим – центральный аэропорт не может быть дешевый. На что надеялись в Ryanair – непонятно.
К слову, договориться с аэропортом «Киев» им. Сикорского (ранее – «Жуляны»), у ирландцев также не получилось, а директор «Борисполя» в качестве альтернативы предложил лоукостеру аэропорт «Антонов» в 25 километрах от столицы.
Примечательно, что Украина – не первая страна, где у Ryanair возникают проблемы. Например, во Франции компания отказалась платить взносы социального страхования и налоги по местному законодательству (на 30 % выше, чем в Ирландии) и закрыла представительство в Марселе; а из-за введения правительством Норвегии налога на авиабилеты (8,59 евро c каждого пассажира) вынуждена была уйти из Осло.
Что дальше?
После срыва переговоров с Ryanair премьер Владимир Гройсман провел совещание с представителям Мининфраструктуры и аэропорта «Борисполь», где было принято решение обратиться в НАБУ и Антимонопольный комитет для оценки хода переговорного процесса. Министр инфраструктуры Владимир Омелян намерен добиться увольнения директора «Борисполя» Павла Рябикина – соответствующее представление он внес в Кабмин в среду вечером. Между тем Гройсман поручил Рябикину возобновить переговоры.
Я не знаю, почему Гройсман, а не эти две компании анонсирует новый этап переговоров – это вмешательство политики, – считает Александр Пасхавер. – Но, в конце концов, Ryanair поторгуется-поторгуется и придет к соглашению, тем более, что сотрудники аэропортов «Борисполь» и «Жуляны» – это опытные люди и, если на них не будут давить политики, они выторгуют выгодные условия.
Тем временем венгерский лоукостер WizzAir, воспользовавшись ситуацией, объявил «аттракцион невиданной щедрости» для пассажиров отмененных рейсов Ryanair: до 17 июля они могут приобрести билеты по спецтарифу от 15 евро, правда, лишь в одну сторону. Кроме того, авиакомпания анонсировала два новых рейса – из Киева в Таллинн и Лиссабон – которые стартуют весной.