Оплата — водителю. В троллейбусах и трамваях не хватает кондукторов
Коммунальные предприятия, отвечающие за работу наземного электротранспорта, массово ищут кондукторов-контролеров. «Харьковская неделя» разбиралась, насколько объявления соответствуют реальности.
Харьковчане, которые постоянно пользуются троллейбусами и трамваями, знают, что кондукторов там стало очень мало. Собрать с пассажиров деньги за проезд пытается, как правило, сам водитель, по громкоговорителю, взывая к порядочности безбилетных граждан и пугая их появлением ревизоров.
– К нам на дальнюю Алексеевку ездят и «рогатые», и «рельсовые», но ни там, ни там, не видела кондуктора уже года два, – рассказывает Нина Еремина. – На остановках водитель троллейбуса то и дело требует ждать, пока откроется задняя и средняя дверь, а сам обилечивает входящих на переднюю. Приходится ругаться. Люди же на работу опаздывают!
В то же время в трамваях на Холодной Горе и в троллейбусах на Новых домах кондукторы есть всегда. Правда, местные заметили, что в последнее время они постоянно меняются.
«Было бы правдой, сам бы пошел!»
Троллейбусные депо, а в Харькове их два, пытаются заполнить вакансии кондукторов с помощью объявлений. Их можно увидеть в распечатках центров занятости, в рекламно-информационных изданиях и, конечно, в салонах самих «рогатых», с надписью «РАБОТА».
«КП «Троллейбусное депо №3» приглашает на работу кондуктора общественного транспорта, – читаем на 2-м маршруте (Алексеевка – пос. Жуковского). – Оплата труда – от 3000 грн + премия + 100%-ная льгота на коммунальные услуги + бесплатный проезд в городском электротранспорте».
Подходим к водителю троллейбуса, где висит это объявление, и притворяемся потенциальным кондуктором.
– Действительно столько платят?
– Если бы так получали, я сам бы ушел из-за руля и кондуктором устроился, – пожимает плечами мужчина. – У меня, водителя без кондуктора, зарплата 3500 грн. Как могут кондуктору платить столько же?
По словам рулевого, у отдельно взятых реализаторов талонов нереальные планы. А если не выполнить план, высокую зарплату не дадут.
– Знаю, что на 34-м маршруте (ул. Героев Труда – Восточная Салтовка. – Ред.) кондуктор за восемь часов работы обязан привезти 2500 грн, – приводит пример троллейбусник. – Тысячу человек обилетить – это очень много!
В то же время часть обещаний, касающаяся льготы на коммунальные услуги и бесплатного проезда в наземном электротранспорте, действительно выполняется.
Зарабатывают лишь на «тройке»
Ищут кондукторов и для трамваев. В объявлениях, расклеенных в каждом вагоне, обещания гораздо соблазнительнее, чем в троллейбусах. В частности, «Октябрьское трамвайное депо» «в связи с обновлением подвижного состава и увеличением пассажиропотока» обещает кондукторам зарплату на уровне 3000-6000 гривен.
Сотрудники трамвайных депо рассказывают, что «обновление» на самом деле подразумевает капремонт списанных в Прибалтике вагонов, а по поводу увеличения пассажиропотока и высоких зарплат грустно улыбаются: «Я вас умоляю!».
– Реальный план для кондукторов только на «тройке» (единственный в Харькове маршрут с парными вагонами, Залютино – Новожаново. – Ред.), поэтому люди там получают и 5 тысяч, и 5 с половиной, – объяснила нам водитель по имени Галина. – На остальных маршрутах план нереальный. Например, на 27-м (Салтовка – Новожаново. – Ред.) нужно привозить 650 билетов за смену (8 часов), поэтому кондуктор получает там только 1200–1300 грн. Если вагон без кондуктора, то у водителя план меньше, чем у кондуктора.
Трамвайщики признаются, что иногда кондукторы сдают в кассу собственные деньги, чтобы план выполнить.
– Бывает, люди даже «в минус» уходят, когда получают зарплату, – сетуют транспортники.
Эксперт: «Нужна политическая воля»
Сложившуюся в Харькове ситуацию ученые-транспортники называют архаизмом.
– В современных транспортных системах внедряется единый электронный билет, позволяющий путешествовать в течение определенного времени на всех видах транспорта. Плата за проезд снимается автоматически, как в метро, – объяснил эксперт по городскому транспорту Артем Сосипатров. – В такой системе вместо кондукторов предусматриваются контролеры, которые с обаятельной улыбкой обходят вагоны и выборочно просят пассажиров предъявить билеты.
По словам нашего собеседника, в Европе подобная система уже внедрена и с успехом используется: Краков, Варшава, Таллинн. Процесс пошел даже на западе Украины, в Тернополе и Львове.
– Нужно это как можно быстрее делать и в Харькове, – считает Сосипатров. – Никаких технических препятствий для этого нет. Все лежит в плоскости финансовой добросовестности, честности, порядка и установления справедливых расчетов между перевозчиками. Для всего этого требуется политическая воля городских властей.
Эксперт подчеркнул, что о едином проездном билете в Харькове думали еще в 2009 году.
Любопытно, что на официальном сайте Харьковского горсовета слово «кондуктор» упоминалось последний раз еще в декабре 2012 года. То была новость под заголовком «Тестирование системы электронного кондуктора на городском электрическом транспорте прошло успешно»…