Затянувшаяся остановка. В Харькове на ремонте трамваев зарабатывают частники
Корреспонденты «ХН» выясняли, есть ли связь между закупкой городскими властями транспортного секонд-хенда и многомиллионными тендерами на ремонт трамваев, которые выигрывают частные компании.
Вне времени
Все меняется, а вот старенькие трамваи все также курсируют по улицам города, как и много лет назад. Это первое, что приходит в голову, стоит войти в вагон. На рамах и стенах – следы многолетних косметических ремонтов, поручни отшлифованы тысячами крепких рукопожатий. Прямо машина времени, а не муниципальный транспорт.
Пока двери с шумом закрываются, ищу свободное место. Проверяю сидение – нет ли острых углов? Когда-то в студенчестве, не глядя, приземлилась – и порвала зимнюю куртку о болт. В вагоне людно, но час пик уже позади, среди пассажиров – пенсионеры, родители с детьми, студенты... Пожилая женщина подозрительно осматривает молодых ребят.
– У меня уже три раза кошелек вытаскивали, – говорит она и крепко прижимает сумку.
– В маршрутке безопаснее ездить? – интересуюсь.
– Не факт, что влезешь. К трамваю уже привычная – мне на работу к Сабурке, – вздыхает собеседница.
Едем не спеша, впереди вереница вагонов – метель заносит рельсы и корректирует скорость. Трамвай то и дело позванивает, раскачиваясь всем корпусом. Пассажиры покачиваются в унисон машине.
Перед каждым поворотом из кабинки выскакивает женщина-водитель с инструментом и вручную поправляет стрелку. Неизменный ритуал вносит оживление в салоне – пассажиры с интересом наблюдают в окно, чем же все закончится. На улице поднимается ветер – и от окна тянет холодом. С тоской вспоминаю современные трамваи Львова и Киева, мягко скользящие по рельсам и оборудованные кондиционерами.
Завозят европейский секонд-хенд
Сейчас в Украине собирают трамваи на двух предприятиях – во Львове и Днепре. Львовские вагоны создают сообща с немцами, причем машина на 80 % – «украинский продукт». В Днепре трамваи собирают на предприятии, где раньше создавали ракету «Сатана». Комплектующие у транспорта отечественные, лишь колеса чешские.
Еще несколько лет назад на Харьковском вагоноремонтном заводе, у которого была вся необходимая техническая база для реконструкции подвижного состава, тоже делали новые машины. Предприятие даже выпустило на улицы города четыре трамвая и стабильно получало заказы на восстановление старого транспорта со всей Украины.
В начале 2014 года депутаты горсовета волевым решением ликвидировали вагоноремонтный завод, присоединив его к КП «Салтовское трамвайное депо». И с этого момента деньги на ремонт трамваев потекли… в карман частников.
Любой ремонт, с модернизацией или без, – «золотая жила» для подрядчиков. А муниципальная транспортная система Харькова – бесконечный Клондайк. Буквально весь трамвайный парк второго по величине города Украины – сплошной секонд-хенд. Рядом с машинами советского образца курсируют закупленные муниципалитетом в 2014 году трамваи из Латвии и Чехии.
Рижские машины в основном 1978-1980 годов рождения. Их историю легко проследить по летописи, которую ведет Рижское депо. В ней детально о каждой машине – год создания, год списания и год продажи, например, в Украину. Причем педантичные балтийцы указывают не только город, где теперь «бегает» их трамвай, но и депо.
– Машины, конечно, очень старые. В Латвии их эксплуатировали 15-20 лет и списали. И все же у рижских трамваев отличная электроника. А чешские машины – еще старше, чем латвийские, – отмечает сотрудник трамвайного депо.
Конечно, прежде чем выпустить иностранные трамваи на харьковские улицы, их тщательно отреставрировали. Но лиха беда начало…
На реконструкцию выделяют десятки миллионов
В 2015 году КП «Октябрьское трамвайное депо» договорилось о капремонте вагонов на сумму более 15 млн грн. Фирму, с которой заключили договор, зарегистрировали меньше, чем за месяц до проведения тендера. Она находилась в небольшой комнатушке, а ее основателем оказался Вадим Слива, проживающий в общежитии. Что касается средств, которые мэрия выделила на ремонт трамваев, то их оказалось в 10 раз больше, чем перечисляли раньше.
В апреле этого года КП «Октябрьское трамвайное депо» заключило соглашение с ООО «Технологии Электротранспорта» на капитальный ремонт 20 трамвайных вагонов на общую сумму 67,10 млн грн. Две недели назад эта же фирма получила подряд еще на 17 млн грн. В Краматорске и Каменском это предприятие тоже получает миллионные подряды.
От заказов нет отбоя, но секрет финансового успеха кроется в том, что ремонт выполняют опытные сотрудники КП «Салтовское трамвайное депо», они же – экс-работники вагоноремонтного завода. Вся реконструкция идет на их базе, а вот прибыль «уплывает» частникам. Причем стоимость ремонта явно завышена: денег, которые платят за ремонт 10 вагонов, хватило бы на 15-ть.
Большой куш для бизнесменов
<текст>Кто же эти люди, сорвавшие куш на реставрации трамваев? По данным Харьковского антикоррупционного центра, ООО «Технологии Электротранспорта» с уставным капиталом 30 тыс. грн записано на Павла Аверьянова, а руководителем является Павел Ковтуненко.
Кроме того, Павел Ковтуненко совместно с Виктором Манжосом учредители ООО «Виал-Сико». Манжос – предприниматель с опытом, кроме прочего, владеющий ООО «Виал-Медиа» – одной из крупнейших компаний на рекламном рынке Украины. Эта фирма близка к харьковскому горсовету, ведь ее директор Антон Яцкевич – брат Сергея Яцкевича, экс-начальника отдела самоуправляющегося контроля за использованием земель Департамента территориального контроля Харьковского горсовета.
Примечательно и то, что у ООО «Виал-Медиа» одинаковый телефон и адрес регистрации с компанией ООО «РА «Макс», которой владеет Яна Макарец – жена бывшего директора Департамента контроля горсовета, а сейчас советника мэра Геннадия Кернеса Максима Макарца.
Впрочем, директор ООО «Технологии Электротранспорта» не считает, что его компания на ремонте трамваев озолотилась. Общаясь с корреспондентом «ХН», он пожаловался, что последние тендеры, в которых его фирма участвовала, не состоялись.
– Видимо, никто не хочет за такие деньги ремонтировать, в Киеве и то дороже... У нас от 1 до 1,8 млн грн стоит капремонт трамвая. Да, покраска в Харькове лучше, но делаем чуть дороже. А вот ходовую ремонтируем настолько хорошо, что даже киевляне и днепровцы у нас заказывают. Только мы (по апрельскому тендеру) должны отремонтировать не 20 вагонов, а 50. 20 машин без модернизации, а 30 – с модернизацией. Тендер (заключили) на одну сумму, а потом – два договора. Я ремонтирую сейчас чешские трамваи, – сообщил Павел Ковтуненко.
Справка
Трамвай появился на улицах Харькова 3 июля 1906 года. Сегодня в городе действует восемь маршрутов, на которых курсируют 303 вагона, проложены 232,1 км рельс и работает два депо.