"Сказать, что завтра будет выплата зарплат, нельзя": как собираются спасать авиазавод в Харькове
В Харьков прилетел с рабочим визитом премьер-министр Денис Шмыгаль. На авиапредприятии, которое было первым пунктом в программе, говорили о том, как собираются возрождать после глубочайшего кризиса Харьковское авиапредприятие.
Денис Шмыгаль прилетел в Харьков рано утром. Он принял участие в закрытом совещании на территории ХГАПП, на котором присутствовали глава ХОГА Алексей Кучер, директор ХГАПП Сергей Задорожный, профильный вице-премьер-министр Олег Уруский, глава Харьковского облсовета Сергей Чернов и народные депутаты. По окончанию заседания спикеры пришли в цех завода пообщаться с журналистами. Как итог пообещали создать рабочую группу. Пока четкого плана, как спасти ХГАПП, нет.
"В непростые времена коллектив сохранен, хотя ситуация сложная и это невозможно скрывать. Об этом мы сегодня говорили два часа на большом, но очень конкретном совещании, где проговорили все шаг за шагом необходимые подходы, чтобы предприятие заработала, имело перспективы развития, выплатило долги по зарплате и могло обеспечить стабильное развитие, чтобы коллектив был уверен в завтрашнем дне. Пообщались с руководством предприятия, народными депутатами, профсоюзами, присутствовали директора компаний-подрядчиков и компаний, которые входят в структуру этих предприятий. Практические шаги - это в первую очередь обеспечение госзаказа для тех машин, которые уже произведены для тех самолетов, обеспечение содействию развития экспорта. Будет создана рабочая группа под руководством вице-премьер-министра Украины, министра по развитию стратегических отраслей промышленности, которая в ближайшие две-три недели отработает подходы. Во-первых, с Министерством финансов по утверждению плана санации и развития этого предприятия, что даст возможность открыть заказ, получать средства и тратить их собственно на развитие, закупку комплектации и строительство новых самолетов. И второй этап - развитие программы содействия экспорта", — сказал премьер-министр.
Цель-минимум — сделать так, чтобы завод мог получить деньги, которые потратит на строительство новых самолетов. Кроме того, на закрытом совещании обсудили вопрос содействия экспорту и другие законодательные изменения в сфере авиапрома.
"Авиазавод должен быть символом возобновления авиапроизводства", — сказал Шмыгаль.
По словам вице-премьер-министра Олега Уруского, пока остается вакантной должность профильного министра, а в авиапроме — хаос.
Мы должны вернуться на путь индустриализации нашей страны. Будет не только реформирование государственного концерна "Укроборонпром", это будет касаться и частного сектора. В итоге мы нуждаемся в общей реформе оборонной промышленности, не только государственного сектора. В ближайшее время Верховная Рада сможет рассмотреть законы, которые уже внесены, и которые еще будут подготовлены народными депутатами, которые позволят перейти к старту процесса реформы Укроборонного комплекса. Трансформация государственного концерна "Укроборонпром" будет состоять в том, что мы реально получим две управляющие холдинговые компании государственные. Одна из которых будет сосредоточена на функциях фактически оборонных отраслей, а авиацию мы хотим вместе с космосом перевести в государственную холдинговую компанию "Аэрокосмические системы Украины". Космическое агентство также будет подлежать реформированию. Там тоже будет осуществлена корпоратизация этих предприятий. Мы считаем, что синергия двух высокотехнологических отраслей промышленности Украины - авиапромышленность и космическая отрасль - позволит нам существенно улучшить те показатели, которые мы имеем сегодня. И создать, самое главное, механизмы по привлечению инвестиций в этих отраслях, чтобы они могли конкурировать в нынешней очень непростой среде мировых рынков", — сказал Уруский.
Министр инфраструктуры Владислав Криклий поообещал поддержку Харьковскому авиапредприятию из государственного бюджета.
"Мы согласовываем бюджетный план. Деньги будут выделяться, будет поддержка государственной авиакомпании. Очень странно, что нет конкретных примеров, когда лучшие самолеты, которые есть, не задействованы. Раньше не обращали внимание на авиастроение в Украине", — сказал Криклий.
Главный вопрос, который беспокоит рабочих, — выплата долгов по зарплатам, так и остался открытым. По словам Шмыгаля, погасить миллионные долги из бюджета нельзя. Рабочие ХГАПП рассказали, что на днях получили деньги за октябрь 2019 года. Рабочие выходят на завод по 2-3 дня в неделю, потому что нет портфеля заказов и, как следствие, денег на погашение задолженности. За многие годы ХГАПП накопил общий долг более 200 миллионов гривен.
"Это самый важный вопрос. Мы обсуждали этот вопрос. Прямое возмещение из госбюджета на выплату заработной платы запрещено Бюджетным кодексом. Поэтому нужно механизм, который через заказ даст возможность оживить работу предприятия. Шаг номер один - обеспечить регулярную, стабильную выплату заработной платы текущей. И мы это откровенно на совещании проговаривали. Дальше следующий механизм - через или изменения к закону, или другие финансовые механизмы (создание государственной лизинговой компании и финансирование). Из этих средств будет осуществляться погашение долга по зарплате, который на этом предприятии составляет около 230 миллионов гривен. Это, как мы говорили с главой государственной областной администрации, половина задолженности по заработной плате целой Харьковской области. Поэтому это один из ключевых вопросов. Но сказать, что завтра будет выплата зарплат по заработной плате, нельзя. С этим нужно поработать. Это задание рабочей группы номер один", — сказал Шмыгаль.
После ХГАПП премьер-министр посетит "Турбоатом" и школу для детей с проблемами зрения им. Короленко.