Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Уехать от карантина: как транспорт в Харькове будет выходить из локдауна

Электрички пустят в два этапа.

Уже в мае из областного центра в города и поселки области можно будет доехать на автобусе или электричке. Железнодорожники и перевозчики ждут только разрешения Кабмина.

Украина готовится вернуться к обычному режиму жизни. В правительстве обнадежили: со дня на день в мегаполисах заработает метро, а из пригорода можно будет добраться на работу в большие города привычным способом — на автобусе или электричке. KHARKIV Today узнал, готовы ли метрополитен, автостанции и ЮЖД возобновить работу.

Билеты на автобус не подорожают

Два месяца назад харьковские автостанции опустели: закрыты кассы и кафе, и только немногочисленные таксисты у вокзалов ловят единичных пассажиров, которым, несмотря на карантин, необходимо уехать из города. 

Сегодня премьер-министр Украины Денис Шмыгаль обнадежил: разрешение на работу перевозчики могут получить уже завтра на заседании Кабмина. Если не случится непредвиденного роста количества заболевших коронавирусом, правительство разрешит пригородные перевозки с 22 числа. Еще 18 мая главный санитарный врач страны Виктор Ляшко утвердил новые правила работы автотранспорта. Они очень похожи на те, по которым сейчас живут супермаркеты и непродовольственные магазины. Водители, кассиры и другие сотрудники должны будут проходить ежедневный температурный скрининг, а если температура будет выше 37,2 — их не пустят на работу. В очереди возле касс пассажиры должны стоять на расстоянии полутора метров друг от друга, все они, так же, как и водители с кассирами и диспетчерами, должны быть в масках.

"Харьковское предприятие автостанций" еще 16 мая анонсировало возобновление работы. "Уже со следующей пятницы начнут работать автобусные маршруты!", — гласит объявление на странице предприятия в Facebook. Ни на одну из станций дозвониться пока что невозможно: включается автоответчик, который сообщает, что на сайте можно купить билеты на внутриобластные автобусные рейсы, начиная с 23 мая. Кассы откроются только после разрешения правительства.

станция
Автостанции оживут после 22 мая. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Постановления Кабинета министров с нетерпением ожидают и автоперевозчики, которые потеряли всю прибыль за два месяца.

"Водители заждались, люди два месяца сидят без работы. У меня нет возможности платить им зарплату все это время, дали только небольшую материальную поддержку в начале карантина", — рассказал Валерий Дробушко KHARKIV Today. Его предприятию принадлежат автобусные маршруты Харьков-Красноград и Харьков-Зачепиловка, а также несколько харьковских внутрирайонных направлений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выжили не все: в Харькове после карантина заработали кафе и магазины

Автоперевозчик не планирует повышать цену на билеты, говорит, для этого нет никаких предпосылок, потому что платежеспособность пассажиров упала. Соблюдать социальную дистанцию в автобусах, по его словам, будет легко: стопроцентная загрузка маршрутов бывает только в выходные и праздничные дни, в будни обычно продается 10-12 билетов. Валерий Дробушко прогнозирует, что в ближайшие месяцы жители области будут ездить реже, чем до карантина.

Харьков задолжал за электрички

Железнодорожники тоже готовятся запускать электрички. Сначала – только половину, а на втором этапе выхода из карантина — все. Возвращение поездов растянется до середины июня. Пока что в правительстве есть разногласия относительно того, запускать поезда Интерсити одновременно с электричками, или подождать до 29 июня (см. инфографику), окончательно вопрос прояснится в среду 20 мая на заседании Кабмина.

Пока что план таков: сначала — половину электричек, чтобы возить в большие города из пригорода людей на работу в пиковые часы, утром и вечером. Затем к ним хотят добавить скоростные междугородние поезда, через время пустить и поезда с обычными вагонами, а уже на последнем этапе разрешить международные перевозки. По словам железнодорожников, на этой неделе поезда и вокзалы уже начали готовить к работе.

график
В Кабмине называют только приблизительные даты послабления карантина, они могут меняться

"Сейчас специалисты компании проводят технический осмотр оборудования и подвижного состава, проверяют работоспособность касс и платежных терминалов, осуществляющих текущие ремонты вокзалов и поездов. Для работников пассажирского хозяйства закупаются средства индивидуальной защиты", — рассказал и. о. председателя правления "Укрзалізниці" Иван Юрик.

Несмотря на это, электрички в Харьковской области могут так никуда и не поехать. Причина — миллионные долги области за перевозку льготников. Из 68 миллионов, которые местные бюджеты должны "Укрзалізниці" за 2019 — начало 2020 года, заплатили только 8 миллионов. Харьковская область — на третьем месте по долгам после Киевской и Львовской. В дирекции предприятия грозятся не пускать электрички в те области, которые больше всего задолжали за проезд. Тем не менее, "ЮЖД" готовится к открытию: на площади перед вокзалом высадили клумбу в виде логотипа "Укрзалізниці" и после окончания карантина обещают запустить светомузыкальный фонтан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Запуск электричек в Харьковской области под угрозой из-за рекордных долгов

Что касается авиасообщения, KHARKIV Today писал о том, что МАУ продает билеты из Харькова в Киев уже на 1 июня. Международные полеты будут доступны не раньше начала июля, и только в те страны, которые разрешат въезд иностранных граждан. Международному туризму помешают и правила обсервации, которые сейчас действуют для граждан, въезжающих из-за границы. Они обязаны установить приложение "Дій Вдома" и две недели после возвращения отмечаться там, не покидая места самоизоляции. Пока что нет никаких заявлений о том, что это правило отменят.

Спасительное метро

Самый долгожданный транспорт для харьковчан на карантине — метрополитен. Запустить его требовали все: к правительству обращался и мэр города, и всевозможные союзы предпринимателей, петиции писали отдельные граждане. И вот, наконец, почти свершилось: Денис Шмыгаль намекнул, что метро могут разрешить с 25 мая.  

Геннадий Кернес поспешил обрадоваться и пообещал открыть метро через час после того, как будет принято правительственное решение. Мэр фактически признал в эфире "Громадського радіо", что в наземном транспорте города социальная дистанция не соблюдается. 

"В транспорт прямо вталкиваются люди. Но меня очень обрадовало поручение Президента Кабинету Министров разработать мероприятия по передаче полномочий принимать решения по транспорту на местах", — сказал городской голова.

трамвай
Геннадий Кернес: "В транспорт прямо вталкиваются люди". Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

После запуска метро мэр пригрозил лишать лицензии тех перевозчиков, у которых автобусы битком набиты пассажирами. Однако к трудностям в общественном транспорте частично привела деятельность горсовета: в мэрии начали ремонт на двух важнейших магистралях одновременно — Московском проспекте и Плехановской, чем обрекли не только пассажиров и водителей автобусов, но и владельцев личных авто часами томиться в пробках.

Метрополитену обрадовались и в Ассоциации предпринимателей, которая неоднократно обращалась к президенту и правительству с просьбой запустить подземку.

"Я сомневаюсь, что предприятия сразу выйдут на докарантинные обороты, но они хотя бы начнут их восстанавливать, потому что можно будет вернуть людей на предприятия: сотрудники смогут добираться на место работы и возвращаться домой", — заявил KHARKIV Today президент Ассоциации Александр Чумак. 

По его прогнозам, если 25 мая бизнес благодаря метро выйдет из карантина, к докарантинным объемам производства и прибыли средний и малый бизнес может вернуться через 9-12 месяцев.    

Автор: Елена Павленко

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.