В ожидании транспортного коллапса: как Харьков выйдет из карантина без метро?
До 22 мая метро не заработает. Об этом прямо заявил премьер-министр Денис Шмыгаль после требования мэров Харькова и Днепра открыть метрополитены. Это значит, что на следующей неделе, когда карантин ослабят, горожанам будет трудно добираться на работу.
Кернес вначале пообещал открыть метро 12 мая, после дал задний ход, сказав, что его не так поняли.
"Когда у меня брали комментарий, я сказал, я хотел бы, чтобы с 12 числа при ослаблении карантина было открыто метро. А метро мы будем открывать согласно тем карантинным мерам, которые утвердил Кабмин", — пояснил мэр свои слова.
Транспорта не хватает
Метро в Харькове остановилось 17 марта. В первую неделю карантина город пережил коллапс в трамваях. В утренние часы пик сотни пассажиров, которые раньше добирались на работу в подземке, штурмовали наземный электротранспорт. Требование Кабмина возить только по 10 человек в вагоне трамвая встречало агрессию со стороны харьковчан, измученных часами ожидания на остановках. 19 марта пассажиры даже побили водителя троллейбуса, который не хотел брать лишних людей.
За два месяца ситуация постепенно наладилась. Потерю метро частично компенсировали автобусы, которые раньше подвозили пассажиров из отдаленных микрорайонов к конечным станциям, а теперь связывают окраины с центром. Например, маршрутка №266, которая раньше подвозила харьковчан от улицы Бучмы к метро "Героев труда", теперь ходит до площади "Конституции". Автобус 240, который соединял поселок Жуковского с метро "Барабашово", на карантине ходит к ДК ХЭМЗ.
При этом все равно многие районы, которые раньше связывались только метрополитеном, оказались оторванными друг от друга. Харьковчанин Михаил Изюмский часто ездит по делам с Новых домов на Алексеевку. На дорогу в одну сторону при закрытом метро ему нужно потратить полтора часа.
"Надо ехать на автобусе до Одесской, а там пересаживаться на 119, или в центр, на площадь Конституции, а там пересаживаться — там уже есть много вариантов. Даже в район метро "Университет" тяжело попасть с Новых домов, прямого ничего нет", — рассказал Михаил KHARKIV Today.
Район метро "Тракторный завод" и приближенные к нему районы Рогань и Горизонт связаны с центральными кварталами прямыми автобусными и троллейбусными маршрутами, но в карантинных условиях уехать оттуда тоже непросто.
"С ХТЗ до площади Конституции доехать можно, есть две маршрутки и троллейбус, но тесно, особенно в час пик, и долго — около часа в пути. Для сравнения: путь в метро занимает 20 минут", — говорит харьковчанка Юлия Гринева.
Северная Салтовка даже без метро оказалась в относительно выгодном положении: трамвайные маршруты связывают микрорайоны с заводскими кварталами, еще до карантина автобусами можно было добраться до поселка Жуковского и Алексеевки, а на карантине почти все маршрутки, подвязанные к станциям метро, стали ездить в центр. Тем не менее, даже в таком обеспеченном транспортом районе правило "10 человек в салоне" никто не соблюдает. В этом легко убедиться, если выйти на остановку 26 трамвая даже не в час пик, а в 12 часов дня: трамваи ходят довольно часто, простоя нет, но в вагонах — намного больше 10 человек, и далеко не все в масках. Та же картина — и на автобусных остановках.
Автобусы на максимуме
На заседании Кабинета министров премьер предложил с 11 мая увеличить количество мест в общественном транспорте, чтобы люди могли безопасно добираться на работу. Судя по всему, в Харькове на следующей неделе мало что изменится: одни автоперевозчики считают, что добавлять автобусы нерентабельно, другие и так работают на максимуме.
"Нет смысла увеличивать количество автобусов, потому что у нас очень мало пассажиров. Если пассажиров со следующей недели будет больше, то и автобусы будут ходить чаще", — рассказал KHARKIV Today директор компании "НЕМО ЛТД" Рафиг Гадиров, которой принадлежат маршруты, соединяющие центр с Пятихатками и поселком Жуковского.
У перевозчиков на пригородном сообщении дела обстоят еще хуже: их работа запрещена, так же, как и работа метро.
"Сейчас у меня работает только 2% всего автопарка, те немногие маршруты, которые есть в городе. Перебрасывать пригородные автобусы на другие маршруты нет смысла — в городе пусто", — говорит директор компании АВТО-ОВИ Валерий Дробушко.
Длинные маршруты, которые дублируют работу метрополитена, напротив, оказались очень востребованными. Несложно предположить, что с 11 мая, когда заработают рестораны, салоны красоты и магазины, они окажутся перегруженными, ведь увеличить количество автобусов на маршрутах перевозчики не смогут.
"В часы пик любой автобус будет переполнен, ничего тут не сделаешь. Мы сейчас работаем на максимуме — вывели весь транспорт, добавлять нечего. До карантина было меньше автобусов, сейчас их на некоторых маршрутах больше в два раза, потому что метро не работает, а ехать людям надо", — сообщили KHARKIV Today в компании "Транс-сервис", которой принадлежит пять длинных маршрутов, соединяющих район "Индустриальной" и центр.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Маски надеть, в туалет не пускать. В Харькове открываются салоны красоты, магазины и кафе
Выполнить распоряжение Кабмина можно, только если перебросить автобусы с маршрутов, которые простаивают, на те, которые пользуются популярностью. Но в Харькове разные маршруты принадлежат разным компаниям, потому толкучка в часы пик неизбежна.
Подайте на метро
Несмотря на то, что Геннадий Кернес пошел на попятную и не стал конфликтовать с правительством открыто, у мэра не оставляют мысль убедить Кабмин дать разрешение на запуск метрополитена — или, в крайнем случае, дать компенсацию за простой.
"Если Кабмин не разрешит запустить метро сейчас и не компенсирует нам убытки от замороженного метрополитена, то надо, чтобы люди знали, кто в этом виноват. А виноват Шмыгаль. Убытки – сотни миллионов. Это огромный инфраструктурный объект, который нельзя останавливать, поезда должны ездить, иначе они простаивают и ржавеют", — заявил харьковский мэр в интервью изданию "Страна".
Сотрудникам Харьковского метрополитена задерживают зарплату: этот факт признают и в дирекции метро, и в мэрии, правда, о сумме задолженности не говорят. По информации KHARKIV Today, за март метрополитеновцам выплатили только 10%, а многих и вовсе отправили в отпуск за свой счет.
Убытки "Харьковского метрополитена" за первый квартал 2020 года составили чуть больше 39 миллионов гривен. В дирекции это связывают с карантином.
"Прекращение пассажирских перевозок с 17 марта 2020 года значительно повлияло на финансовое состояние предприятия и своевременность и полноту объема получения заработной платы сотрудниками метрополитена", — говорится в ответе на запрос редакции.
Примечательно, что за первый квартал прошлого, 2019-го года, убытки метро были намного больше — почти 47 миллионов гривен, хотя ни о каком карантине тогда не было и речи. KHARKIV Today неоднократно писал о злоупотреблениях на предприятии. Даже Госаудитслужба в 2019 году после проверки деятельности метро сделала вывод, что предприятие в четыре раза занижает доход от рекламной деятельности. А в 2020-м году как раз удачно подоспел карантин, и у Кернеса появился шанс закрыть дыры КП за счет государственного бюджета.
Автор: Елена Павленко
Комментарии: 1
Информация от директора НЕМО ЛТД Рафига Гадирова не соответствует действительности.
Автобусы на маршруте 296 идут переполненными и, почему-то, только с 7 утра (раньше ходили с половины шестого). Во сколько заканчивают ходить - неизвестно. Но в 9 вечера уехать из Пятихаток общественным транспортом уже невозможно. Раньше ходили до 10 вечера.
Уехать возможно только с конечной остановки. Конечно, речи о 10 или 20 пассажирах в салоне даже идти не может. Давка ужасная.