В харьковских школах дефицит учителей
В учебных заведениях для педагогов открыто более 170 вакансий. Кадры чаще всего ищут на уроки информатики, трудового обучения и для работы в начальных классах.
Нужны профессионалы
На работу учителей принимают в районо, так как школы не имеют отделов кадров, поэтому и список вакансий указан на сайте районных управлений образования. Корреспондент «Харьковской недели» изучил потребности школ по состоянию на 1 апреля 2016 года, и насчитал в общей сложности 174 предложения. Самая острая нехватка кадров, похоже, в 145-й школе, где ищут сразу шесть педагогов, преподающих разные предметы. К слову, чаще всего трудоустроить обещают социальных педагогов (33 вакансии) и учителей информатики (26).
Если просмотреть учительские вакансии Харькова на интернет-сайтах, то можно заметить: большой зарплаты не предлагают нигде. Как правило, обещанное жалование колеблется в районе 1200–2500 гривен. «Требования: грамотность, профессионализм, любовь к детям», — указано в объявлении школы № 75, где ищут учителей начальных классов и украинского языка.
В вузах, которые готовят потенциальных учителей, признают: их выпускники не горят желанием идти работать на минимальную зарплату.
«Наши ребята, как правило, устраиваются в какие-то фирмы, где прилично платят, — заверили на кафедре информатики ХНУРЭ. — Хотя теоретически могут трудиться и в школах…»
На кафедре социальной педагогики педуниверситета им. Сковороды сообщили, что ежегодно у них выпускаются 10 специалистов и столько же магистров. Вот только из-за низкой зарплаты свежеиспеченные педагоги не хотят идти работать по профессии. К тому же, пошел слух, что должность социального педагога вообще вскоре могут ликвидировать.
«На зарплату не проживешь»
Среди причин, почему школы не до конца заполнены кадрами, сами педагоги называют низкие доходы. «Зарплата начинается от 1400 грн, а с большим стажем и сумасшедшей выслугой может доходить только до 4 тысяч. Если нет, к примеру, хорошо зарабатывающего мужа или «левого» дохода (пусть даже это будет репетиторство), прожить на эти деньги невозможно», — объясняет педагог Наталья из 30-й школы. — К тому же приходится что-то распечатывать, покупать бумагу, карандаши, ручки — все из собственного кармана, потому что у школы на это денег нет. Если есть интересные курсы, тоже за свой счет идешь. Например, трехдневный тренинг может стоить 400–450 грн.
Влюбленные в профессию студенты идут трудиться в школу только лишь для того, чтобы наработать стаж и затем перейти в частную школу. Поэтому они терпят и вторую проблему в работе учителя — бюрократическую. Ведь помимо проверки ученических тетрадей, педагогам приходится заполнять огромное количество всевозможных бумаг.
«Хорошо, если у учителя есть энтузиазм, тогда он на уроках выкладывается перед детьми на полную. А в случае, если учитель глубоко разочарован — он и работает, как говорится, спустя рукава», — вздыхают педагоги.
Ежегодно берут на работу 200 молодых специалистов
В городском департаменте образования объяснили, что вакансии в школах возникают не из-за системного недобора педагогов, а из-за текущих проблем: кто-то уходит на пенсию по выслуге лет, кто-то переезжает или выходит замуж.
«У нас нет дефицита учительского, у нас есть дефицит часов для учителей, — подчеркивает директор департамента образования мэрии Ольга Деменко. — Желающих пойти в школу более чем достаточно. Ежегодно мы принимаем на работу не менее 200 молодых педагогов. Есть отдельные специальности, которые всегда были у нас под особым контролем. Например, преподаватель «Защиты Отчизны». Несмотря на то, что у нас вакансии и заполнены, возраст, конечно, имеет значение».
Ольга Ивановна объясняет: размер зарплаты учителя определяет государство, и на него не могут повлиять ни городские власти, ни областные. «Единственное отличие Харькова в том, что решением сессии горсовета мы стимулируем работу лучших педагогов ежемесячной выплатой им надбавок, — подчеркивает Деменко. — Скажем, педагог, к примеру, подготовил победителя Всеукраинской или Международной олимпиады. Таких творческих самоотверженных учителей у нас более сотни».
В частных школах Харькова время от времени тоже появляются вакантные места. «Я или сам специалистов ищу, или наш учитель может привести знакомого коллегу. Могут быть разные варианты. Бывало, мы даже брали не просто ребят после педуниверситета, а своих бывших учеников, которые на последних курсах учились, — подчеркивает директор частной гимназии Евгений Медреш. — В частной школе учитель чувствует свободу и осмысленность своей работы. У нас главное — дети, а не журнал. Хотя мы тоже выполняем какие-то бессмысленные приказы Министерства и других органов. В общем, соответствуем тому, что называется нормативным полем».
Каких специалистов не хватает:
социальный педагог — 33 вакансии;
учитель информатики — 26 вакансий;
педагог-организатор — 13 вакансий;
учитель начальных классов — 12 вакансий;
учитель труда — 11 вакансий;
практический психолог — 10 вакансий;
учитель английского языка — 9 вакансий;
учитель физики — 8 вакансий;
преподаватель музыкального искусства — 7 вакансий.