Харьков теряет лицо. Есть ли у памятников шанс выжить?
Харьковские архитектурные и культурные памятники страдают от пожаров, мародерства, халатного отношения, но чаще всего их уничтожают сознательно. «ХН» вспомнила самые резонансные разрушения последних лет и узнала, есть ли шанс противостоять времени и вандалам.
Харьков теряет лицо. Для того чтобы проверить это утверждение, не нужно быть экспертом-культурологом или историком архитектуры – достаточно прогуляться по центральным улицам города. Отсутствие грамотных инвесторов в сочетании с наплевательским отношением чиновников привели к тому, что десятки памятников архитектуры местного и национального значения стоят в полуразрушенном состоянии. Не лучше обстоят дела и с усадьбами в области. Самые известные из них в этом году получили шанс на спасение, остальные наши правнуки, скорее всего, не увидят.
Мукомольная фабрика. Вместо реконструкции – пивная
Что пострадало? Здание бывшей мукомольной фабрики у Горбатого моста по улице Чигирина – памятник местного значения. Построено в 1885 г., автор неизвестен.
В чем проблема? В августе этого года компания «Строй Сити» начала на объекте строительные работы. Красный фасад здания зашивают в белый фальш-кирпич, здание теряет исторический облик. До сих пор неизвестно, есть ли у застройщиков разрешение ГАСКа.
Старая мельница долгое время стояла в заброшенном состоянии. В 2014 году дизайнер Юрий Ерисов и куратор культурных проектов Оксана Коклонская задумали вдохнуть новую жизнь в погибающее промышленное здание.
– Мы хотели сделать креативное пространство для стартапов культурных и образовательных, создать мастерские, художественные галереи, театральную сцену. Начали искать средства для того, чтобы провести экспертизу здания, понять, сколько средств нужно на реконструкцию. Но деньги на это мы не нашли, – рассказала «ХН» Оксана Коклонская.
Сложнее всего было найти владельца здания. Оказалось, что каким-то образом оно оказалось в собственности «Регион-банка». Потом выяснилось, что нет документов на землю. Трудности заставили отказаться от идеи.
– Нужны были деньги и связи, но у нас не было ни того, ни другого, – вспоминает инициатор проекта.
Сейчас Оксана с грустью наблюдает из своего офиса, как за рекой напротив на красном кирпиче старой мельницы растет стена белого фальш-кирпича. И деньги, и связи оказались у компании «Строй Сити». Осенью этого года они запустили агрессивную рекламу проекта «MANUFACTURA» – так теперь будет называться это место. Отдел продаж ЧП «Строй Сити» позиционирует MANUFACTURA как совмещение работы и дома: на территории бывшей мукомольной фабрики можно будет арендовать офис, а ходить на работу – из квартиры 6-этажного дома, который строят рядом.
– Уже выгоняем третий этаж шестиэтажного дома рядом с мукомолкой. Все квартиры по 23 квадратных метров, хотите больше – надо объединять. Это будет кирпичный дом, мы сами его и строим. Рядом, на набережной, будет паркинг, а на фабрике – внизу пивной ресторан «Альтбир», а вверху – офисы для IT-компаний, – рассказал о планах по телефону некий Денис Сергеевич из отдела продаж.
Учредитель «Строй Сити» – Денис Лисовец. Компаньоном Лисовца является бывший командир батальона «Східний корпус», экс-советник главы ХОГА Юлии Светличной Олег Ширяев, который внес 500 000 гривен в уставный фонд компании, еще 2 миллиона гривен – Лисовец. Согласно данным Youcontrol.com.ua, предприятие работает как агентство недвижимости, занимается покупкой, продажей и сдает в аренду собственную недвижимость. Только откуда возьмется эта собственная недвижимость, неизвестно. Ведь лицензии Государственной архитектурной инспекции ни у одной компании Лисовца нет.
С очень высокой долей вероятности можно утверждать, что никаких разрешений из ГАСКа на переделку памятника у строителей также нет. Во всяком случае, о них ничего не известно в областном Департаменте градостроительства и архитектуры. Впрочем, за месяц «ХН» так и не добилась от главного архитектора Харьковской области вразумительного ответа на эту тему.
– Как архитектор я думаю об этом то же, что и вы. Как чиновник скажу, что на всей этой сфере у меня в департаменте есть три сотрудницы. Разве можно уследить? – прокомментировал ситуацию Михаил Рабинович.
Главный архитектор пообещал, что его сотрудники все-таки отправят запросы в ГАСК и, несмотря на занятость, съездят на объект. Тем временем белый кирпич поглощает красные стены высокими темпами. Строители перекрывают крышу – значит, зимой они уйдут работать внутрь.
Пристроенные этажи. Карлсоны, которые уродуют крыши
Что пострадало? Четырехэтажный жилой дом на ул. Пушкинской, 19 построен в стиле модерн в 1907 году по проекту архитектора Гинзбурга и дом архитектора Цауне на углу Гиршмана и Сумской – в 1876 г.
В чем проблема? Зимой 2017 года на доме Гинзбурга началось строительство мансардного этажа. По дому пошли трещины, архитектурное единство здания было нарушено. В ноябре 2018 года мансардный этаж начали пристраивать и на здании Цауне.
История со строительными работами на доме № 19 по Пушкинской получила большой резонанс благодаря тому, что общественные активисты обратили внимание на работы еще в начале строительства и забросали Департамент архитектуры и градостроительства запросами. Скандальной стройка стала после того, как стал известен ее заказчик. Оказалось, что мансарду делают по велению директора КП «Подземный город» Александра Гануса. Департамент градостроительства и архитектуры направил предписание владельцу с требованием работы прекратить. Прокуратура подала в суд на «авторов» перестройки мансарды. Позже выяснилось, что проект реконструкции дома был согласован с главой Департамента градостроительства и архитектуры ХОГА Михаилом Рабиновичем, правда, подпись на документе неразборчивая и не указана дата.
Сейчас в этой запутанной истории разбирается уже Верховный суд Украины. Тем временем директор КП достроил мансарду.
– Там было два нарушения совершенно объективных – не получено разрешение памятникоохранного органа, во-первых, а во-вторых – застройщик отозвал из ГАСКа свои обязательства по сохранению аутентичного вида памятника, – рассказал Михаил Рабинович.
Еще одна неуместная мансарда растет на памятнике архитектуры, который расположен на углу Гиршмана и Сумской. Строительные работы там начались в конце октября, строители уже возвели кирпичную кладку и стропила для дополнительного этажа. В Департаменте архитектуры, как обычно, разводят руками, жалуются на нехватку кадров и обещают прислать комиссию.
– Нужно понять, что это – ремонт крыши или попытка как, например, на Пушкинской, 19 что-то произвести. Там не все так просто. Дело в том, что дом, который выходит на Сумскую, – это, однозначно, Цауне, дом известный. А дом, который выходит на Гиршмана, несколько раз перестраивался, – говорит Рабинович.
В Харькове не только два этих старинных здания обезображены современными мансардами. Ни один «карлсон» не понес наказания за такое обращение с памятником.
Сгоревшая усадьба. Кирпичи растащили из-под углей
Что пострадало? Усадьба Шидловских 1776–1778 гг. в Старом Мерчике Валковского района.
В чем проблема? Усадьба загорелась в ночь на 16 апреля 2018 года. Предварительная причина – занос открытого источника огня. Горела крыша, перекрытие и часть помещений второго этажа здания на общей площади около 550 кв. м.
Усадьба – образец французского классицизма, до 1997 года давала приют техникуму ветеринарной медицины. С тех пор – пустует. Некоторые строения архитектурного комплекса были памятниками местного значения, другие – национального. Однако ни на месте, ни в Киеве до усадьбы никому не было никакого дела. Впрочем, здания были застрахованы от пожара.
Здание не охранялось, источник огня, по версии пожарных, туда искусственно занесли – кто-то мог просто разжечь костер. В первые часы тлеющие останки старинной усадьбы попросту бросили без надзора.
– Охраны там нет. Уже там ходят, интересуются, уже гвозди вынимают. Кирпич того времени очень ценится, – рассказывал «ХН» помощник начальника ГУ ГСЧС в Харьковской области Игорь Лупандин 19 апреля.
Тогда многие краеведы высказали мнение, что восстановить здание будет невозможно. Но недавно Михаил Рабинович обнадежил.
– Этот памятник обязательно будет восстановлен. Мы успели сделать только одно – срочно закрыть периметр, чтобы уйти от вандализма. Даже когда еще был пожар и все тлело, кто-то вынес с кровли металл в эту же ночь. Выполнено базовое обследование, которое показало, что здание восстанавливаемое, основные капитальные конструкции сохранены, не потеряли несущую способность, – рассказал главный архитектор.
Даже если в департаменте возьмутся за дело со всем усердием, проект реставрации будет готов, в лучшем случае, через год. А значит – до восстановительных работ пока далеко, и усадьба Шидловских все еще считается утраченной.
Университет в руинах. УИПА не восстанавливают
Что пострадало? Здание Украинской инженерно-педагогической академии на улице Университетской. Бывший химический корпус Императорского университета, одно из старейших зданий Харькова.
В чем проблема? Здание загорелось 2 августа 2018 года. Огонь повредил около 1300 квадратных метров. Пострадали преимущественно деревянные перекрытия.
Еще один знаменитый погорелец – первое пристанище старейшего на Левобережной Украине Императорского университета (сейчас – ХНУ им. Каразина). Предварительная причина пожара такая же, как и в Старом Мерчике, – занесение открытого источника огня, то есть попросту – поджог. Спустя три месяца после пожара у полиции нет подозреваемых.
В Департаменте градостроительства и архитектуры подготовили план консервации, его должны утвердить в Министерстве культуры.
– Работа противоаварийная в конце той недели завершена. Есть предварительные работы – убрать мусор, расчистить, потому что там опасно сейчас находиться. Около 12 миллионов гривен нужно на восстановление кровли и перекрытий, мы эти деньги будем просить в Киеве, – рассказал «ХН» главный архитектор области.
На уборку понадобиться полмиллиона, эти деньги изыщут из областного бюджета. Пока же старый корпус университета можно считать руиной. Как и десятки других старых харьковских зданий, которые медленно рассыпаются в ожидании больших денег, сознательных инвесторов и добросовестных чиновников.
У них есть надежда
Шаровской усадьбе повезло больше, чем усадьбе в Старом Мерчике. Ее взялись восстанавливать за деньги областного бюджета. 300 тысяч гривен дали на разработку историко-опорного плана комплекса и учетной документации, около 500 тысяч гривен – на противоаварийные работы. Кроме того, нашелся инвестор – немецкий концерн BASF, который даст деньги на реставрацию объектов входной группы комплекса: ворот, сторожевого дома и оранжереи.
По Шаровскому комплексу за деньги областного бюджета приводятся в порядок террасы. Туда нельзя уже было пускать людей – часть конструкции находится в аварийном состоянии, это опасно. В таком же состоянии пребывала входная группа – работы начаты и там, – сообщил Михаил Рабинович. – Ремонтируются не все террасы, а только самая первая – верхняя. Сегодня сделан первый шаг – демонтированы аварийные участки. До конца года эта вскрытая кладка должна быть законсервирована, и со следующего года начнем следующий этап. Аварийность и то, что извините, падало на головы – это ликвидировано. В следующем году обещают привести в порядок все террасы с балюстрадой. В департаменте продолжают искать других инвесторов – вытянуть всю реконструкцию за счет областного бюджета и немецких меценатов не выйдет.
Некоторая надежда на спасение, если верить Рабиновичу, появилась и у многострадального дома Сурукчи, где в свое время пели Шаляпин и Вертинский. Много лет харьковские активисты пытались защитить особняк на Садовой от очередного владельца, который пытался его снести, а также призвать горсовет к ответу и начать восстановительные работы. Летом этого года участок был в очередной раз продан, и очередной владелец – ООО «Домир» – снова обещал реставрировать особняк в обмен на право строить возле него многоэтажки. Но и этот пациент скорее жив, чем мертв.
Есть шансы на реставрацию в следующем году у знаменитых стен с росписью Николая Самокиша в доме по Мироносицкой, 44. Соответствующий проект в программе «Общественный бюджет Харькова» набрал больше ста голосов (7 место) и получил шанс на финансирование. Нужно 980 000 гривен на все, в эту сумму входит ремонт крыши, которая течет и заливает остатки росписи.
В советское время уникальные росписи были несколько раз закрашены, но ученые убедились: их можно спасти.
– Реставраторы говорят, что восстановить можно абсолютно все. Росписи на стенах восстанавливали на маленьких участках, несмотря на то, что они в нескольких слоях масляной краски (замурованы – прим. «ХН»), и это очень кропотливый труд, - рассказала "ХН" инициатор проекта Наталья Нечепуренко.
Если горсовет одобрит проект, то восстановительные работы начнутся уже в следующем году.