Как города становятся богатыми и успешными. Топ-5 рецептов команды Садового
Харьков имеет самый высокий потенциал среди городов Украины для того, чтобы стать туристическим мегаполисом и IT-столицей страны. Об этом рассказал мэр Львова Андрей Садовый на встрече с архитекторами, общественниками и неравнодушными харьковчанами в рамках проекта Urban Talks. «ХН» узнавала, в чем секрет львовского успеха и что общего у центров востока и запада Украины – Харькова и Львова.
Urban Talks – уникальное явление для Украины, поскольку до этого года специалистам городских советов украинских мегаполисов не приходило в голову ехать в другие города, делиться опытом и перенимать чужие истории успеха. Проект основал городской голова Львова Андрей Садовый, за пять месяцев эксперты в сфере городского планирования и урбанистики львовского горсовета объехали десятки городов Украины.
Харьковская встреча стала 21-й. По словам инициатора форума, за 12 лет работы на посту городского головы он стал одним из самых опытных мэров Украины и теперь хотел бы рассказать о некоторых успешных программах, которые помогли Львову развиваться и могли бы применяться и в других областных центрах.
– Есть одна проблема – у нас в государстве нет ни одной институции, которая координировала бы работу городов. И каждый раз мэры и новые депутаты, которые приходят, начинают с нуля, – заявил на открытии Urban Talks Андрей Садовый. – Я могу по своему опыту сказать, что за то время, что я работаю, за все 12 лет, ни один президент, ни один премьер не спросил: может, тебе нужна помощь? В Германии есть государственная структура, которая помогает городам – с точки зрения генпланов и программ развития. В Украине ничего такого нет.
Впрочем, города могут делиться успешными практиками и без участия административного Киева. Во время Urban Talks эксперты львовского горсовета рассказали о том, что помогло городу преодолеть кризис и стать успешным мегаполисом.
Рецепт № 1. Береги туриста
В этом году Львов стал первым украинским городом, который попал в топ-100 туристических городов Европы. По итогам 2017-го его посетили почти 3 миллиона туристов. По словам львовских чиновников, Харькову также не следует недооценивать этот сектор. По данным львовского горсовета, средний турист пребывает во Львове два с половиной дня и тратит 85 долларов ежедневно.
– Выходит 616 миллионов долларов в год – это очень-очень реальное производство. Больше 17 миллиардов гривен – сумма, которая приближается к бюджету Харькова за год (почти 18 миллиардов – прим. «ХН»). И Харьков тоже может ее получить, – рассказал руководитель львовского КП «Институт города» Александр Кобзарев. – Какие туристы оставляют больше всего денег? Те, которые тратят чужие деньги. Потому главное – развивать бизнес-туризм. Деловые туристы останавливаются в более дорогих отелях, покупают более дорогие обеды.
Именно деловой туризм мог бы сделать своей фишкой Харьков – полагают эксперты львовской мэрии. По данным Кобзарева, в Германии бизнес-туризм и конференц-индустрия приносят столько же денег, сколько и машиностроение.
Рецепт № 2. Лучший климат для IT
Воплотить в жизнь первый рецепт Харькову может помочь второй – создать для IT-сектора лучшие условия работы. Этот сектор славится тем, что сотрудники компании отрасли постоянно проводят бизнес-встречи и приглашают в город зарубежных партнеров. Развитие сектора – то, что объединяет Харьков и Львов. Андрей Садовый вспоминает, что 12 лет назад, когда его только выбрали мэром, в городе работало около 3 тысяч айтишников. Сейчас их уже около 30 тысяч.
IT требует хорошо образованных кадров, потому в мэрии Львова недавно поменяли стратегию относительно того, как тратить деньги налогоплательщиков.
– Когда я начал работать городским головой во Львове, нашей статьей расходов № 1 было ЖКХ. А теперь это – образование, потому что без мудрых детей у нас не будет будущего. Надо много инвестировать в науку, – уверен львовский городской голова.
Это дало результат. В частности, «Львовская политехника» неизменно входит в топ-3 лучших технических вузов Украины и постоянно снабжает сферу IT новыми кадрами.
Сейчас во Львове сектор этой индустрии настолько разросся, что требует для себя отдельного пространства. В городе строится специальный IT-Park на 10 гектарах со своими офисами, гостиницей и образовательными комплексами. Это – первый подобный проект в Украине.
Рецепт № 3. Развитие аэропортов
Большая беда украинских городов в том, что между ними отсутствует авиасообщение, полагает львовский городской голова. Андрей Садовый, который заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента Украины, намерен сделать развитие авиации одним из главных пунктов своей предвыборной кампании. Если бы сейчас из Харькова были открыты доступные авиарейсы в другие города Украины, это дало бы мощный толчок и для туризма, и для среднего бизнеса.
– Я бы приезжал сюда чаще, но у вас есть одна проблема – отсутствие авиасообщения с другими городами Украины. Если лететь в Киев, а оттуда – во Львов, это будет стоить очень дорого. Должны быть доступные перелеты из Харькова – в Одессу, из Херсона – во Львов и так далее, – пообещал Садовый.
Сегодня, по мнению львовского мэра, выиграет тот город, который не поскупится вложить деньги в развитие аэропортов. Но здесь не обойтись без вмешательства государства, поскольку на рынке внутренних авиаперелетов Украины существует монополия, которая не позволяет делать рейсы доступными.
Рецепт № 4. Главный ресурс – люди
Мэрам всех украинских городов не стоит бояться приглашать на ответственные должности молодых людей, людей из бизнеса и людей из других городов, которые хорошо зарекомендовали себя. Во время Urban Talks Андрей Садовый приводит в пример своих сотрудников. Директора «Института города» он переманил из Одессы. Заместитель городского головы по вопросам развития Андрей Москаленко начинал свою карьеру в ратуше как стажер, а главный архитектор Львова Юлиан Чаплинский получил приглашение поработать в мэрии после того, как прославился в качестве коммерческого архитектора.
– У Харькова есть невероятный интеллектуальный потенциал, которого больше нет ни в одном городе Украины. Если его правильно использовать, Харьков по своему развитию может превзойти и Киев, и Львов, – уверен Андрей Садовый.
Опытный городской голова советует коллегам не бояться брать на работу студентов. За 12 лет больше 10 тысяч студентов прошли стажировку в горсовете Львова. Лучшие из них смогли трудоустроиться в мэрии.
Рецепт № 5. Посоветуйтесь с громадой
Больше участия горожан в решении городских вопросов – более успешный город. Важные вопросы следует выносить из стен городских советов для общественной дискуссии, уверены львовские чиновники.
– В Харькове есть красивые парки, красивые клумбы, но такое ощущение, что власть живет своей жизнью, а общественный сектор – своей. Должно быть больше кооперации, больше публичных обсуждений, – уверен Андрей Садовый.
Одна из стратегий львовской команды – развитие самоуправления в сфере ЖКХ.
– Харьков меня очень неприятно поразил тем, что в городском бюджете закладывают средства на закрытие ОСМД, – заявил Александр Кобзарев. – Мы регулярно проводим опросы, которые показывают, что те горожане, которые проживают в домах ОСМД, в среднем на 15–20 % больше удовлетворены качеством жизни. Когда собственники объединяются, они начинают жить лучше. Там появляются цветы, термоизоляция, они платят меньше денег за отопление, их квартиры растут в цене.
Нетипичный кандидат. Андрей Садовый предложил закрыть облгосадминистрации
Андрей Садовый приехал в Харьков впервые в новом качестве – не только как львовский городской голова и лидер партии «Самопоміч», но и как кандидат в Президенты Украины.
О своем желании бороться за главный пост в стране он заявил всего пару недель назад. Уже сейчас очевидно, что его предвыборная кампания будет нетипичной – без тонн листовок, миллионов билбордов и сотен килограммов гречки. День в Харькове Андрей Садовый начал с прогулки по саду Шевченко. Без охраны и большой свиты помощников, зато – с женой Екатериной. Самый европейский мэр страны теперь позиционирует себя как самый европейский кандидат в Президенты – для украинских политиков, за исключением, пожалуй, действующего Президента Петра Порошенко, пока непривычно заранее знакомить избирателей с потенциальной первой леди.
Харьковчане часто узнавали чету Садовых на улице и просили о селфи, а дамы из клуба любителей скандинавской ходьбы небезуспешно приобщили львовских гостей к спорту.
– Мне Харьков всегда очень нравился своим человеческим потенциалом. Это город, который вдохновляет, – поделился львовский мэр впечатлениями от прогулки.
Кандидат в Президенты Украины до старта Urban Talks встретился со студентами, сходил в Художественный музей и пообщался с работниками завода GRAND MARINE, который производит моторные лодки. Они экспортируются в Норвегию, Швецию, Германию, Францию и другие страны.
– Эта компания известна во многих странах мира. Мне важно было увидеть людей, которые делают такие классные вещи. Я – за поддержку нашего производителя, чтобы были рабочие места, и я делаю это во Львове, – заявил Садовый. – 98 % продукции этого предприятия идет за границу. Но нужно в том числе делать так, как это делают госструктуры в развитых странах – покупать подобную продукцию для ГСЧС, погранотрядов, спасательных служб Украины.
По словам политика, необходима система госзаказов для поддержки производства. В противном случае высокотехнологичные отрасли ждет деградация.
В Харькове Андрей Садовый дал первое громкое обещание в качестве кандидата в Президенты. В интервью «ХН» (читайте в следующем выпуске) он пообещал реорганизовать облгосадминистрации, если выиграет выборы.
– Я предлагаю сделать эксперимент – закрыть на месяц облгосадминистрации по всей стране. И вы увидите, что ничего не поменялось, – заявил Андрей Садовый. – Это – рудимент, вместо них должен быть координационный офис, который будет подчиняться правительству и координировать работу силовиков и местных органов самоуправления. Это должен быть небольшой штат людей. А то, что есть сегодня – это надстройка, которая хочет поглотить полномочия местных советов и вплести самоуправление в вертикаль власти.
То же самое, по словам кандидата на пост Президента, касается и районных администраций, которые, по мнению Садового, не должны мешать работе местных советов.
Андрей Садовый о мусорной блокаде
Два года тема мусора не оставляет Андрея Садового, куда бы он ни поехал. После пожара на Грибовицком полигоне бытовых отходов в мае 2016 года львовская мэрия столкнулась с серьезным вызовом – некуда было девать ТБО. По словам Андрея Садового, блокада была организована Администрацией Президента Украины.
– В 2014 году «Самопоміч» зашла в парламент и стала частью коалиции. В коалиции она продержалась чуть больше года – наши партнеры начали нарушать соглашение. В результате нам во Львове подожгли полигон твердых отходов. В Украине есть 2,5 тысячи полигонов, на которые мы могли бы отвозить отходы, но на все наши запросы начали приходить отказы. Через три дня у меня был разговор с Президентом, Петр Алексеевич предложил мне подписать соглашение, по которому «Самопоміч» должна перейти под управление других людей. Я сказал, что я на это не пойду. В результате мы прожили год в мусорной блокаде. Это была четко спланированная спецоперация СБУ, милиции, прокуратуры. Даже когда мы возили мусор на официальные полигоны – наши машины останавливали, и с мигалками возвращали назад, – рассказал политик.
В будущем проблема будет решена. ЕБРР дал Львову 25 млн евро на строительство завода глубинной переработки отходов, еще на 10 млн евро город получил грант и намерен начать строительство в этом году. Подобного рода завод сейчас строится под Харьковом, больше их нигде нет – ни в наличии, ни в планах. В той же соседней Польше, по словам Андрея Садового, работает 170 таких заводов. Проблема переработки отходов требует, по его мнению, стратегического подхода и специальной правительственной программы, которая позволит городам начать строительство мусороперерабатывающих предприятий до того, как ситуация с мусором станет критической.