Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Второй фронт: почему харьковчане гибнут на дорогах

Фото: Кира Джафарова/Facebook
Харьковская область по числу аварий - третья после Киева и Одессы.

ДТП становятся украинским «вторым фронтом». За сутки в Украине около 10 человек погибает в автомобильных авариях – больше, чем в зоне АТО. Харьковская область лидирует в печальной статистике, по числу смертей в ДТП регион сравнялся со столицей. "Харьковская неделя" разбиралась, почему в Украине опасно садиться за руль и выходить на дорогу.

Страшная трагедия на Сумской, унесшая жизни шести человек, не побудила харьковчан водить аккуратнее. Автомобилисты все так же превышают скорость, нарушают другие правила дорожного движения – и остаются безнаказанными. Полицейские зачастую даже не могут остановить водителя, превышающего скорость или севшего за руль пьяным. У них нет для этого ни технических возможностей, ни законодательной базы.

«Автодураков» не остановить

18 октября в Харькове случилась трагедия, которая потрясла весь мир. Напомним, Lexus под управлением 20-летней Елены Зайцевой на перекрестке улиц Сумской и пер. Мечникова столкнулся с Volgswagen Touareg, вылетел на тротуар, сбил 11 человек, из которых пятеро умерли на месте, еще одна пострадавшая – в больнице. Известно, что девушка ехала на красный свет с превышением скорости. Водитель Volgswagen также, вероятно, не дождался зеленого света светофора и тронулся на желтый. Все обстоятельства трагедии предстоит установить следствию.

Массовая гибель людей в ДТП заставила харьковчан чаще обращать внимание на нарушителей ПДД. В редакцию «ХН» и информагентства KHARKIV Today пришли десятки сообщений с фотографиями и видеозаписями правонарушений, увиденные на дорогах. Все их можно увидеть на сайте 2day.kh.ua в рубрике «Стоп, автодурак».

Грубо нарушать ПДД водители начали буквально на следующий день после ужасной аварии – и на том же месте.

– На том же перекрестке водитель резко вывернул слева и, нарушая рядность, начал поворачивать перед огромным количеством пешеходов, создавая тем самым аварийную ситуацию. Скажите, что, в конце концов, должно произойти, чтобы люди в нашем городе начали нормально ездить? – написала в рубрику автомобилист Катерина Журбенко.

В первое воскресенье после аварии на злополучном перекрестке на Сумской водитель снова ехал на красный свет.

«Был красный свет светофора, оставалось еще 23 секунды, когда по левому ряду, не притормаживая, пронесся Mercedes. Его скорость была небольшой, но водитель и не думал притормозить. Я сразу же зафиксировал все и передал на карту онлайн-правонарушений, мне пришел номер, но с тех пор никто не перезвонил для уточнения обстоятельств», – написал в рубрику адвокат Павел Макаренко.

Подобного рода правонарушения в Харькове случаются ежедневно. Правила игнорируют в центре и в отдаленных районах, владельцы дорогих иномарок и старых отечественных авто, водители с опытом и новички. Наблюдения читателей «ХН» подтверждает статистика. По данным Департамента информационно-аналитической поддержки Нацполиции Украины, ежедневно в ДТП в стране гибнет 8-10 человек. За первые 8 месяцев текущего года погибло около 2 тысяч участников ДТП, по сравнению с таким же периодом прошлого года количество аварий увеличилось на 9 %. Харьковская область на фоне всеукраинской статистики выглядит не наилучшим образом. По количеству аварий область – на третьем месте после Киева и Одесской области, их количество возросло по сравнению с прошлым годом больше, чем в среднем по Украине (см. инфографику). По числу погибших в ДТП регион сравнялся со столицей, где автомобилей намного больше. Статистика по итогу года будет еще хуже – ведь ДТП на Сумской в нее не попало.

После трагедии в полиции заявили, что будут обращать больше внимания на предотвращение нарушений. Автопатрули сосредоточились на дорожном движении.

– В разных частях города пешие патрульные наряды и автопатрули в свободное от вызовов время уделяют внимание дорожной обстановке и соблюдению правил всеми участниками дорожного движения. В понедельник, 23 октября, патрули работали в центре города. В течение часа, проведя с десяток бесед с гражданами, патрульные зафиксировали ряд нарушений ПДД, среди которых – проезд на запрещенный сигнал светофора, несоблюдение дорожной разметки и вождение автомобиля без необходимых документов, за что на водителей были составлены соответствующие админматериалы, – отрапортовали в пресс-службе патрульной полиции Харькова.

Однако почти все, что могут делать патрульные, – проводить беседы. Существующая система штрафов и полномочий делает копов практически бессильными перед «автодураками».

Штраф для Коломойского

Суммы штрафов за нарушения правил дорожного движения в Украине смехотворны и сравнимы со стоимостью обеда в ресторане средней руки. К примеру, за нарушение требований дорожных знаков нарушитель заплатит только 255 грн, за обгон через сплошную линию – 425 грн, столько же – за выезд за стоп-линию на перекресток. Превышение скорости больше, чем на 50 км, карается штрафом в 510 грн, но если водителя повторно ловят на «гонках», он заплатит столько же. Во времена ГАИ сумма штрафа за повторное нарушение была больше, чем за первое, но в новой редакции закона это правило искоренили – во избежание коррупции.

Печально известная Елена Зайцева за два года вождения шесть раз попадалась на нарушениях ПДД. Ее штрафовали в основном за игнорирование дорожных знаков, штраф за это нарушение составляет 255 грн, что для девушки на Lexus – совсем немного. Юрист «Харьковского автоклуба» Денис Журавель считает, что такое наказание не может побудить водителя соблюдать правила и предлагает ввести прогрессивную систему штрафов – в зависимости от материального положения нарушителя. Такая система работает во многих европейских странах, например, в Финляндии.

– Инспектор не должен рассматривать ситуацию прямо на дороге и выносить решение. Сумму штрафа нужно определять после детального изучения личности нарушителя. Если это условный Коломойский, лично он должен, например, заплатить 200 тысяч гривен за превышение скорости, а если это человек, который официально работает на минимальную зарплату, то для него должно быть другое наказание. Сейчас штрафы не зависят от материального положения нарушителя. Если человек зарабатывает, допустим, 20–30 тысяч в месяц, для него штраф в 255 гривен не будет стимулом для того, чтобы не нарушать, – рассказал эксперт «ХН».

Однако для такой системы в Украине есть серьезное препятствие – теневые доходы. Украинец с дорогим автомобилем может, в отличие от финна, иметь очень небольшую «белую» зарплату. Не учитывает прогрессивная система и общее благосостояние семьи нарушителя. Та же Елена Зайцева, являясь студенткой, имела совсем небольшой личный доход, однако ездила на очень дорогом отцовском автомобиле.

Существует другая мировая практика – привязывать штрафы к стоимости авто. Это может сработать в Украине. После харьковской трагедии министр МВД Арсен Аваков анонсировал общее повышение штрафов. Однако этого, по мнению экспертов, будет недостаточно, чтобы остановить убийства на дорогах.

– Как показывает зарубежный опыт, результат будет виден на протяжении первых трех месяцев. В любой стране мира, когда увеличиваются штрафы, в течение трех месяцев снижается аварийность и водители становятся более законопослушными. Но по истечении трех месяцев ситуация возвращается на круги своя. Каждые три месяца повышать штраф невозможно, – уверен автомобильный эксперт, зам. главы координационного совета Форума безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

По его словам, точечные меры не помогут без системного изменения законодательной базы.

Обезоружены законом

Старый добрый гаишник, упраздненный в 2015 году с появлением патрульных полицейских, был, по мнению большинства украинцев, коррумпирован. Однако он обладал очень важным оружием для борьбы с «автодураками», которого лишен современный патрульный, – приборами для фиксации скорости автотранспорта. В 2010 году в Украине в тестовом режиме начали применять радар TruCam, созданный специалистами американского аэрокосмического агентства NASA. После обнаружилось, что необходимая разрешительная документация для его применения в Украине отсутствует. В ГАИ озаботились правильным оформлением документов, и в 2011 году TruCam вернулся на дороги. Лазерный прибор имел гораздо более высокую точность, чем его предшественник, – скандальный «Визир», раскритикованный автомобилистами за многочисленные ошибки. Он фиксировал нарушение рядности, дорожной разметки, превышение скорости. Радар применялся в том числе и в Харьковской области, и уже в первый год результаты порадовали: в 2012-м аварийность в Украине сократилась на 12 % по сравнению с 2011-м, погибших было на 14 % меньше.

– Это был хороший прибор, но уже третий год 170 TruCamов, которые очень нужны полиции, лежат на складах. Полицейские не могут их применять, потому что закон прописан таким образом, что полиция может использовать только приборы, работающие в автоматическом режиме. TruCam предполагает в том числе полуавтоматический и ручной режим. И вот эта глупость привела к таким вот последствиям. Мы два года уже говорим, что необходимо внести изменение в закон «О Национальной полиции» и убрать это слово «автоматический» из закона. Но никто не заинтересован в том, чтобы измерять скорость на дорогах, – говорит Владимир Караваев.

В МВД тоже поняли, что законом обезоружили полицейских. Ведомство предложило Верховной Раде и Кабмину ряд поправок к законопроектам, которые, в частности, предполагают автофиксацию превышения скорости при помощи стационарных автоматических камер. Арсен Аваков требует принять эти поправки до конца года. Он приводит в пример опыт соседней Польши.

– После того как в Польше установили 500 камер на всю страну, смертность снизилась с 4200 до 3000 случаев в год. И не все у них в порядке и с сетью камер, и с дисциплиной граждан. Но даже это дисциплинировало водителей и спасло тысячи жизней, – заявил министр.

Министр пообещал, что на первом этапе на трассах страны будет установлено 4000 камер. Но пока неизвестно, когда начнется их монтаж. О полуавтоматических средствах фиксации в его предложении речь не идет.

Прежде чем вернуться к практике рассылки «писем счастья» водителям по результатам фото- и видеофиксации, МВД нужно устранить еще одно противоречие в законодательстве: камера фиксирует номер автомобиля, но по закону штраф выписывается не на автомобиль, а на водителя. Суды будут завалены исками от людей, которые были оштрафованы, но за рулем их автомобиля в момент правонарушения сидел другой водитель, – считают правозащитники.

Проверки на трезвость

Согласно данным Нацполиции, 5 % правонарушений совершаются водителями в состоянии алкогольного опьянения. Но статистику о том, сколько действительно пьяных за рулем рассекает по дорогам, не найти нигде – большинство таких водителей сейчас просто не попадаются.

– Раньше в законе «О милиции» были такие основания для остановки транспортного средства, как «отработка», «ориентировка». И сотрудник ГАИ, пользуясь этими правами, мог остановить любой подозрительный автомобиль. Было много нареканий на это, потому сейчас у патрульных куда меньше оснований для остановки авто, – рассказал «ХН» экс-сотрудник Патрульной полиции Львова, эксперт LEAD office Тарас Гук. – Сразу же резко увеличилось количество пьяных на дорогах, потому что водителя в состоянии алкогольного опьянения можно поймать только тогда, когда он нарушает другие правила дорожного движения. Водители это восприняли так: можно чуть-чуть выпить, не нарушать – и тебя точно не остановят.

Летом этого года LEAD office при помощи ряда народных депутатов внесли в парламент законопроект № 6479, в котором предлагается повысить штраф за вождение в пьяном виде и без водительского удостоверения и, кроме того, дать возможность полицейским устраивать выборочные «проверки на трезвость».

– Мы предлагали использовать американскую практику. Дорога перекрывается, ставится знак, полицейские останавливают несколько автомобилей и водители в присутствии понятых проходят тест на содержание алкоголя в крови. Пьянство за рулем и превышение скорости – это две главные проблемы, которые законодательно нужно отрегулировать, и половина проблем на дорогах снимется сразу. Этот проект закона подан общественностью и депутатами. Проект лежит в Раде уже давно, но почему-то рассмотрения нет, – рассказал Тарас Гук.

Эту идею у общественников позаимствовали и сотрудники МВД, которые разрабатывали анонсированные Аваковым изменения в законодательство. Они также предложили разрешить полицейским выборочно останавливать машины и проверять водителей на трезвость в определенных местах, которые заранее будут анонсированы на сайте Нацполиции.

Косметический ремонт

Эксперты, опрошенные «ХН», сходятся во мнении, что изменения, предложенные МВД, являются всего лишь «косметическим ремонтом» и не способны кардинально решить ситуацию с высокой смертностью на украинских дорогах. По числу погибших в ДТП страна занимает первое место в Европе и входит в мировую десятку. В прошлом году по инициативе ряда общественных организаций в Верховную Раду был внесен законопроект № 5184 «О дорожном движении и его безопасности». Обширный документ учитывает множество аспектов дорожного движения – от прав водителей и полицейских до деятельности автошкол и строительства дорожного покрытия.

– Мы обобщили лучший мировой опыт – принимали участие 120 человек, которые при помощи Евросоюза приезжали сюда, – он включает в себя все самое прогрессивное, что работает в мире. Законопроект дает все полномочия полиции, решает вопросы по допуску водителей и аудиту – то есть проверки качества дорог. И пока у нас не найдется депутатов, которые за него проголосуют, ситуация не изменится. Депутаты просто не понимают, что нам не хватает законодательного обеспечения для работы, – сетует Владимир Караваев.

Главное научно-экспертное управление парламента, впрочем, дало негативное заключение законопроекту. По мнению экспертов, многие его статьи дублируют существующие законодательные нормы, а другие вступают с ними в противоречие, потому проект закона следует вернуть на доработку.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.