Лаборатория лицедейства. В театре Шевченко ценят эксперименты
175 лет назад в Харькове появился театр, на подмостках которого выступали лучшие мировые артисты XIX – начала XX веков.
Жемчужину улицы Сумской – здание Харьковского украинского академического драмтеатра им. Т. Г. Шевченко – построили в 1841 году. Харьков в то время уже был театральным городом благодаря антрепренеру Ивану Штейну, который организовывал выступление лучших трупп, и известному горожанину Григорию Квитке-Основьяненко, поддерживающему развитие сценического искусства.
В XIX веке труппа театра наряду с водевилями ставила пьесы Гоголя и Грибоедова, Островского и Квитки-Основьяненко, принимала коллективы из Петербурга и Европы. На харьковских подмостках блистали чернокожий американский трагик Айра Олдридж, француженка Сара Бернар и ее конкурентка из Италии Элеонора Дузе.
Постановки местной труппы шли преимущественно на русском языке, гастролеры играли на английском и французском. Языкового барьера не существовало: заядлые театралы являлись людьми образованными, отмечает искусствовед Валентина Петрова. Украинский язык на сцене и в литературе до 1881 года был под запретом. Перемены, которые принесла Первая мировая война и революция, отразились и на репертуаре театра. В 1926 году в столицу советской республики из Киева переехал коллектив «Березіль» во главе с Лесем Курбасом.
16 октября 1926 года «Березіль» открыл сезон пьесой Кроммелинка «Золотое чрево», рассказала завлит театра Елена Лыбо.
«Но харьковский зритель не был готов к экспериментам. По поводу премьеры устроили дискуссию, где участники выясняли: это прорыв или, напротив, регресс?» – отметила Лыбо.
Публика поначалу не воспринимала экспериментальный театр, и представления на украинском языке проходили без аншлага. Но «Березіль» смог подвинуть с подмостков водевили, заменив их авангардом и творческим поиском. Курбас умело совмещал практический театр с учебными лабораториями: режиссерской, актерской, сценографической, музейной и библиотечной
Незадолго до начала репрессий харьковчане таки распробовали пьесы «Березіля», и от зрителей не было отбоя. На сцене наравне с классикой ставили современников – «Мина Мазайло» Кулиша, близкого друга Курбаса, имела фантастический успех.
В 1933 году Курбаса отстранили от должности худрука. Этому предшествовала публичная «порка» режиссера, в которой участвовал без малого весь коллектив «Березіля». Вскоре Курбаса арестовали, осудили и сослали в лагерь в Карелию.
После «Березіля» театр какое-то время был музыкально-драматическим, затем из его состава убрали оркестр, хор и балет – и осталась драматическая труппа. Сейчас в театре трудится 50 человек.