Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Здание Северного банка на улице Сумской
Современный харьковец дом на Сумской улице под № 1 будет именовать «дом с градусником», или просто «градусник», имея в виду ориентир, рядом с которым удобно назначить свидание или встречу.
Для меня же это, прежде всего, та милая харьковская старина, которая уцелела лишь на фотографиях. В середине XIX ст. здесь построил двухэтажный дом на каменном полуэтаже австрийский подданный, чех по национальности, Карл Петрович Счасны.
В 1856 году он открыл третью в Харькове литографию, а в 1861 году – первую частную типографию. Это был замечательный и добрый человек, с чьим именем связывают появление в Харькове чешской диаспоры, а также профессионал своего дела. Он покупал за границей самое лучшее и современное оборудование для типографии, где печатал прекрасные издания с необыкновенного для того времени качества иллюстрациями и вместе с тем любил возиться с редкими растениями в своей оранжерее.
Старея и не имея возможности конкурировать с передовыми для конца XIX века типографиями, Счасны сдает в 1895 году свой дом в аренду для размещения в нем Харьковской телефонной станции, переведенной с Вознесенской площади. Этот решение назревало давно, поскольку на станции нужно было устанавливать современное оборудование. Тогда же рядом с домом была устроена торцевая деревянная мостовая, чтобы уменьшить шум от каменной мостовой, влияющий на работу акустических приборов.
После смерти Карла Петровича домом владела его супруга, Юлия Арсеньевна Счасны, а с начала XX ст. здание переходит в собственность Северного банка (с 1910 года – Русско-Азиатский банк). В 1908–1910 годы здесь будет возведено четырехэтажное здание, первые два этажа которого занимает собственно банк, а два верхних – женские медицинские курсы.
Проект здания, занявшего всю площадь дворового места, составили петербургский архитектор Оскар Мунц и харьковский архитектор Альфред Шпигель, а наблюдал за постройкой архитектор Михаил Пискунов. Центральный вход в банк был расположен со стороны Сумской по центру здания, над ним сформирована центральная вертикаль едва заметным граненым эркером, который завершал плоский фронтон с арочным окном, а по бокам окна четвертого этажа располагаются две красивые скульптуры, выполненные по эскизам скульптора Василия Кузнецова.
В 1920 году здание занял Народный комиссариат финансов Украины, его увеличили на один этаж по проекту архитектора Ивана Ермилова. После переезда столицы в Киев здесь располагался Институт экспериментальной медицины, а в 1950-е годы его занял Всесоюзный НИИ организации производства и труда черной металлургии. Однако и сегодня еще можно увидеть на первом этаже здания бывший операционный зал Русско-Азиатского банка, страшненький и изувеченный, – такова печальная судьба любой старины нашего города.