Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Суздальский гостиный двор

Торговая жизнь в Суздальских рядах в начале ХХІ века кипит так же, как и в 150 лет назад.

Между Благовещенским собором и Центральным рынком в Залопанской части города до сих сохранились Суздальские ряды, которые, как и в прошлые столетия, используются как торговые помещения. Колоритное название переносит нас в старый купеческий Харьков.

Появление в нашем городе Суздальского ряда связано с переносом ежедневного базара с Захарьковской слободы на Благовещенскую площадь в 1833 году. Городская дума выстроила ряд деревянных и весьма неудобных балаганов, и большей частью торговцы разместились в рундуках и под собранными на скорую руку навесами. Тут же стало понятно, что территория Благовещенской площади мала для желающих вести здесь торговлю. Чтобы расширить торговые места, местные власти решили купить у наследников надворной советницы Настасьи Дуниной так называемую Дунинскую леваду. В 1835 году на более сухом её участке был построен обжорный ряд, а у набережной реки Лопани разместился толкучий рынок. Городская дума планировала постройку на этих землях нового Гостиного двора, однако средств на постройку у города не было.

Местное купечество само предложило построить лавки на Благовещенской площади с тем, чтобы платить меньше податей за торговлю. Всего построили 70 номеров деревянных лавок, а также харчевую галерею и трактир – по сути, город лишался весомых доходов, позволив осуществить этот проект торговцам. Половина номеров лавок принадлежали жене коммерции советника Екатерине Ипатьевне Кузиной, которая сдавала их в аренду.

После смерти супруга в 1844 году Екатерина Кузина решила построить гостиный Суздальский двор на Дунинской леваде за свои средства. Суздальским он назывался из-за продукции, которую привозили из Владимирской и Костромской губерний, это так называемые бумажные товары – мануфактура.

Каменный Суздальский гостиный двор, который называли ещё Кузинским, спроектировал архитектор Андрей Тон, его постройка была окончена в 1845 году. Новые торговые ряды были двухэтажными, первый представлял собой торговые помещения, второй использовался как конторы и жилые квартиры для приезжих купцов. Четыре транспортных выезда служили для проезда фур. Внутри гостиного двора можно было разместить и фуры, и лошадей, и запасы сена.  

В том же 1845 году приказчик Кузиной харьковский купец 2-й гильдии Андрей Павлович Климов подал прошение генерал-губернатору князю Николаю Андреевичу Долгорукову о переносе лавок из центральной части города за реку Лопань. Несмотря на протесты купечества и духовенства, гражданский губернатор Сергей Николаевич Муханов довел дело до выхода императорского указа, который регламентировал перевод торговых лавок из центра города.

Большинство купцов, имеющих лавки в центральной части города, отнеслись к этому указу как к неизбежности, тем более, что большинство лавок уродовали здания и улицы. Наиболее яростно отстаивали свои интересы купцы Карповы, которым аренда лавок приносила ежегодно доход более 3000 рублей серебром. Уничтожение лавок существенно подкосило их финансовые возможности.

Ещё одними противниками переноса лавок стало духовенство, один только Успенский собор имел 100(!) лавок, которые приносили годовой доход свыше 3000 рублей серебром. При этом он был облеплен деревянными лавками до такой степени, что его с трудом можно было рассмотреть. Указ об уничтожении лавок Успенского собора содержал такую приписку, что их следует разобрать только после того, как город компенсирует собору стоимость лавок. Произошло это только в 1867 году.

Но большинство лавок, принадлежащих храму и епархиальному ведомству в центре города, были разобраны уже в 1848 году. Следствием этого стали события Успенской ярмарки 1846 года, когда из 22 лавок, принадлежащих экономии архиерейского дома на Университетском бульваре, было сдано 18, а ведь в лучшие годы они приносили доход 2400 рублей серебром.

Суздальский гостиный двор приносил хорошие доходы Кузиным и мозолил глаза городской думе, в конечном счете она вынудила Екатерину Ипатьевну продать двор городу. Правда, к тому времени часть лавок принадлежала другим купцам. В конце 1860-х годов здание гостиного двора было еще вполне крепким, а во дворе достаточно места для фур и лошадей. Но постепенно он приходил в ветхость – сказывался тот факт, что строился наспех. В 1872 году архитектор Александр Иванович Подъяков составлял проект и смету нового Суздальского гостиного двора, но средств у города опять не было.

Между тем, купцы, владевшие частью лавок Суздальского гостиного двора, стали перестраивать их по собственному разумению, что нарушило целостный вид. Пожар в марте 1905 года нанес старому зданию Суздальских рядов непоправимый ущерб, и по проекту Бориса Николаевича Корниенко выстроили новый каменный трехэтажный Суздальский гостиный двор. Он включал 86 лавок по периметру и 14 внутри двора. Остались и четыре транспортных въезда.

Современная торговая жизнь внутри суздальских рядов наполнена, как и в прошлые столетия, суетой. Только вместо фур теперь здесь автомобили и разные тележки. И хотя тканями из Владимирской губернии здесь торговать перестали, имя «Суздальские ряды» и названия оптовых фирм «Суздаль» и ему подобные, кажется, останутся здесь надолго.