Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Правосудие для всех. Чем обернется для России сбитый "Боинг"

Родственники погибших из Австралии и Малайзии уже обратились в Европейский суд по правам человека.

Международная следственная группа обнародовала новый отчет о крушении малазийского «Боинга» на Донбассе, подтверждающий причастность России к катастрофе. «Харьковская неделя» разбиралась, возможно ли теперь привлечь РФ к ответственности в международном правовом поле.

17 июля 2014 года «Боинг-777» «Малазийских авиалиний» выполнял рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. До пункта назначения борт так и не долетел: в небе над оккупированной пророссийскими сепаратистами частью Донбасса самолет сбили. На борту находилось 298 человек из 10 стран: 283 пассажира, в том числе 80 детей, и 15 членов экипажа – все они погибли. По количеству жертв авиакатастрофа стала крупнейшей в мире со времен 11 сентября и девятой за всю историю.

Сразу после падения самолета в группе «Вконтакте» одного из главарей террористов, «министра обороны «ДНР» Игоря Гиркина появилось сообщение: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же: не летать в «нашем небе». А вот и видеоподтверждение очередного «птичкопада». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали». Когда стало известно, что крушение потерпел не военный, а гражданский борт, пост был удален.

Украина обвинила в организации катастрофы сепаратистов и их российских кураторов. По версии СБУ, «Боинг» сбили террористы самопровозглашенных республик из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», который в день трагедии переправили с территории РФ в подконтрольный сепаратистам поселок Первомайское Донецкой области. По данным украинских силовиков, к крушению самолета причастен человек с позывным «Орион», он же офицер российского ГРУ «Андрей Иванович». «У нас уже есть «Бук», на ***, будем сбивать», – за три дня до трагедии говорил «Орион» заместителю «министра обороны «ЛНР» в перехваченном СБУ разговоре. В другом диалоге – уже после падения «Боинга» – один из боевиков докладывает собеседнику, что самолет сбили с территории «ЛНР», «с Чернухинского блокпоста, казаки, что на Чернухино стоят».

Российская сторона изначально отрицала все обвинения и выдвигала противоречащие друг другу версии: в Минобороны РФ заявили, что самолет сбил украинский «Бук», в следственном комитете РФ – наш истребитель. В российских пропагандистских СМИ утверждалось, что целью атаки мог быть борт, на котором в тот день летел российский президент Владимир Путин, а сепаратисты поначалу и вовсе отстаивали конспирологическую теорию о том, что пассажиры рейса MH17 умерли еще до крушения.

Нужны конкретные имена

Вскоре после падения «Боинга» международная следственная группа под руководством Нидерландов начала расследование. В 2016-м следователи обнародовали промежуточные итоги, которые подтвердили украинскую версию: самолет был сбит из Первомайского ракетой российского «Бука». Следователи также заинтересовались переговорами уже упомянутого «Ориона» с неким «Николаем Федоровичем» с позывным «Дельфин».

На прошлой неделе международная следственная группа окончательно подтвердила причастность к авиакатастрофе российских военных: ЗРК принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде ВС РФ, базирующейся в Курске. Нидерланды и Австралия официально возложили ответственность за сбитый самолет на Россию и заявили, что следующим шагом может быть «передача дела в международный суд». ЕС и НАТО призвали Кремль признать свою вину и начать сотрудничать с международным следствием. Владимир Путин заявил, что РФ признает результаты, только если будет «принимать полноценное участие в расследовании».

Юристы объясняют, что военные преступления рассматриваются в Международном уголовном суде в Гааге. Правда, все упирается в то, что Россия не является участником Римского статута МУС.

После подачи Украиной заявления о признании юрисдикции МУС, эта авиакатастрофа исследуется в рамках стадии предварительного расследования Прокурора МУС, который указал об этом в своих отчетах за 2016 и 2017 годы, – подчеркивает доцент кафедры международного права НЮУ им. Ярослава Мудрого, кандидат юридических наук Оксана Сенаторова. – Уничтожение гражданского самолета в контексте вооруженного конфликта может быть квалифицировано как военное преступление в виде нападения на гражданских лиц. На практике дело усложняется тем, что Россия, не будучи государством – участником Римского статута МУС, не обязана сотрудничать с этим Судом в вопросах сбора доказательств, передачи свидетельских показаний или передачи обвиняемых.

Осложняет дело и то, что международное следствие до сих пор не обнародовало конкретные имена подозреваемых, а в МУС к ответственности привлекаются конкретные лица, а не государство.

Родственники погибших и государство Украина могут предъявить свои претензии РФ, и это будет стартом привлечения России к ответственности за совершение военного преступления, – утверждает адвокат юридической компании ILF, специалист по защите прав в ЕСПЧ Андрей Кристенко. – Следственная группа установила конкретную военную часть, к которой был приписан «Бук», и ответственность России – этого достаточно, чтобы родственники жертв могли требовать компенсаций. Но в Международном уголовном суде дело с места не сдвинется, пока не будут установлены конкретные люди, причастные к сбиванию MH17, и прокурор не предъявит им обвинения.

Вместе с тем, расследователям Bellingcat и The Insider удалось установить личности ключевых фигурантов дела. «Орионом» оказался старший офицер российского ГРУ Олег Иванников, потомственный военный. В 2006-м его направили в Южную Осетию, где под именем «Андрей Лаптев» он возглавил местное «министерство обороны», а незадолго до российской интервенции в Грузии и оккупации региона ушел в отставку. Предположительно, Иванников причастен к переброске «Бука» на Донбасс и координации сепаратистов.

Собеседник Иванникова «Дельфин» оказался высокопоставленным российским военным, генерал-полковником Николаем Ткачевым. Участник двух чеченских войн, в 2011–2012-м он был главным военным советником в Сирии, во время войны на Донбассе руководил воинской частью 20650 в Краснодаре, которую ликвидировали 8 сентября 2014-го – через два месяца после крушения «Боинга». На Донбассе Ткачев командовал вооруженными формированиями «ЛНР» из оккупированного Краснодона в Луганской области. Именно там, по данным исследователей, в конце июня 2014-го было принято решение о предоставлении сепаратистам «Бука».

Уже сейчас для привлечения России к ответственности родственники жертв малазийского «Боинга» могут обратиться в ЕСПЧ. К слову, туда можно направить не только индивидуальные обращения, но и подать межгосударственную жалобу: например, такой иск против России может подать Украина и/или Нидерланды.

Родственники погибших из Австралии, Малайзии и других стран уже обратились в ЕСПЧ; сейчас готовится групповая жалоба родственников погибших из Нидерландов, – заверяет Оксана Сенаторова. – Во всех случаях речь идет о нарушении Россией статьи 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции по правам человека 1950 года. Россия является участником этой Конвенции и признает юрисдикцию ЕСПЧ, кроме того практикой Суда установлено позитивное обязательство всех государств расследовать любые нарушения права на жизнь.

Вопрос об ответственности России как государства за уничтожение «Боинга» уже рассматривается в Международном суде ООН в рамках иска Украины против России на основании нарушения РФ Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года.

Что дальше?

Еще в 2015-м в Совбезе ООН предложили создать международный трибунал по сбитому самолету, однако Россия заблокировала проект резолюции. Владимир Путин тогда назвал инициативу «контрпродуктивной и преждевременной». Впрочем, по данным юристов, страны, чьи граждане стали жертвами трагедии, могут по договоренности создать собственный трибунал.

Если уничтожение MH17 будет квалифицировано как угроза миру, то есть возможность создания трибунала, ссылаясь на резолюцию Генеральной Ассамблеи «Единство в пользу мира», – объясняет Андрей Кристенко. – И хотя, в отличие от резолюции Совбеза ООН, резолюция Генассамблеи носит рекомендательный характер, воли стран-подписантов будет достаточно для доведения этого дела до конца.

Трагедия MH17 – не единственная в своем роде. За последние 60 лет ошибочно или умышленно было сбито около 20 гражданских самолетов. Например, в 1983 году советский истребитель Су-15 сбил в воздушном пространстве СССР южнокорейский «Боинг», в результате чего погибло 269 человек. Расследование пришло к выводу, что причиной авиакатастрофы стала ошибка пилотов, поэтому СССР не понес никакой ответственности. Пять лет спустя ракетный крейсер Vincennes ВМС США сбил в Персидском заливе авиалайнер Airbus авиакомпании Iran Air, приняв его по ошибке за истребитель F-14 ВВС Ирана. Жертвами стали 290 человек.

Через восемь дней после катастрофы президент США Рональд Рейган, заявил, что США предложит семьям погибших (но не правительству Ирана) компенсацию на добровольном основании (ex gratia), без признания юридической ответственности, – рассказывает доцент кафедры международного права НЮУ им. Ярослава Мудрого, кандидат юридических наук Владимир Стешенко. – Тем не менее Иран в 1989 году подал против США иск в Международный Суд ООН. В 1996 году между США и Ираном было достигнуто мировое соглашение, после чего дело в Суде было прекращено, а США выплатили компенсацию родственникам погибших в общем размере 131,8 млн долларов.

Однако наиболее схожая с крушением малазийского «Боинга» катастрофа произошла в 1988-м, когда в небе над шотландским городом Локерби взорвался гражданский «Боинг-747». Трагедия унесла жизни 270 человек. Расследование доказало причастность к подрыву двух граждан Ливии. Ответственность за теракт Ливия взяла лишь спустя 15 лет, согласившись выплатить семьям погибших по 10 миллионов долларов в обмен на снятие санкций.

После длительного следствия обвинения были предъявлены конкретным работникам ливийских спецслужб, а родственникам погибших выплачены компенсации, – отмечает Андрей Кристенко. – Такие дела тянутся годами, и без применения санкций против государств, причастных к преступлениям, не обходится, однако сила санкций заставляет выдавать обвиняемых суду и выплачивать компенсации.

Оксана Сенаторова подчеркивает, что решения международных судов являются окончательными и не подлежат обжалованию, поэтому доказательства в этих судах исследуются с особой тщательностью.

Как следствие, процессы в международных судах часто длятся годами, поэтому в качестве варианта рассматривается также возможность привлечения виновных в крушении рейса МН17 физических лиц к ответственности в национальных судах, – объясняет Оксана Сенаторова. – В настоящее время рассматривается возможность проведения такого процесса в Нидерландах, в Гаагском окружном суде, по законодательству этой страны. Деяние может быть квалифицировано как военное преступление по Закону Нидерландов о международных преступлениях 2003 года или как общеуголовное преступление по Уголовному кодексу Нидерландов. В случае невыдачи обвиняемых, возможно использование видеосвязи или применение заочного уголовного процесса.

Получается, что для привлечения виновных в катастрофе «Боинга» к ответственности международному сообществу понадобятся долгие годы. При этом никаких гарантий, что человек, который отдавал приказ о начале боевых действий на Донбассе, окажется на скамье подсудимых, – нет. Впрочем, хотя сегодня Россию сложно привлечь к ответственности, история международного правосудия знает много случаев торжества справедливости.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.