Пьесы для неоконченного карантина. Как выживает харьковская культура?

На спектакли можно продать только 50% билетов

Нынешний театрально-концертный сезон в Харькове обещает стать самым провальным за последние годы.

Виной тому — новые правила работы, по которым продавать можно лишь часть билетов, а зрители обязаны быть в масках. Любители музыки и театра не всегда согласны с такими условиями, а организаторы концертов, подсчитав убытки, их отменяют.

Полгода концертные площадки Харькова простояли пустыми. И, судя по всему, не увидят зрителей еще как минимум столько же. Организаторы концертов переносят их на весну 2021 года, потому что не могут выполнить все карантинные требования.

Полякова не приедет

Харьковские зрители несколько месяцев не могут попасть на концерты любимых исполнителей, хотя многие из них купили билеты еще зимой. После того, как летом карантинные меры немного смягчили, в сердцах меломанов затаилась надежда послушать, наконец, музыку в живом исполнении. Но нет. Большую часть концертов снова перенесли.

Харьковчанка Елена Курбанова купила билет на концерт львовской группы "Один в каноэ" еще в феврале. Концерт должен был состояться 19 марта во Дворце студентов Юракадемии, но с 17 марта Харьков ушел в локдаун, и все массовые мероприятия отменили.

"Концерт сначала перенесли на июнь, потом – на 16 сентября, потом поменяли место проведения на «Механику». Но я на него так и не попала: накануне музыканты объявили о том, что их тур по городам Украины переносится на июнь следующего года. Я, честно говоря, уже и не надеюсь, что он состоится", — говорит Елена.

На весну 2021 года перенесли выступления и Ольга Полякова с Максимом Барских, которые должны были выступать в сентябре во Дворце спорта.

"Исполнители, которые планировали выступления на больших площадках, пострадали больше всего, потому что билеты проданы, и разместить такое количество зрителей в меньших залах невозможно. Есть проблемы и с гастролями иностранных исполнителей. Мы не можем привезти Валерия Меладзе, хотя он никогда не попадал под санкции как российский исполнитель. Просто сейчас невозможно привезти его из-за границы — это во-первых, а во-вторых, его невозможно привезти на 50% зала, концерт не окупится", — рассказал основатель компании "Интернет-билет" Максим Максименко.

Концерт собственного симфонического оркестра Prime Orchestra, который тоже был отменен из-за карантина, Максим Максименко решил провести в два захода. Первое выступление 27 сентября состоится в 16:00, второе — в 20:00. Таким образом, все зрители, которые еще до карантина купили билеты, смогут послушать музыку на безопасном «карантинном» расстоянии друг от друга.

Дефицит зрителя

Схід OPERA вернулась под крышу. С июля и до прошлой недели артисты оперы и балета выступали на летней площадке за зданием театра. Зрители при этом сидели на зеленых склонах. Места на пуфах продавали по 100 грн, на обычных туристических ковриках — по 50 грн. Концерты проходили еще и на камерной сцене театра. Все эти предосторожности, впрочем, не уберегли артистов от коронавируса. В августе заразились семь сотрудников, их отправили на самоизоляцию, но представления не прекратили.

Сейчас уже все здоровы, потому 17 сентября новый 145-й сезон благополучно стартовал. Артистам театра пришлось исполнять лучшие арии мировой оперы перед полупустым залом. По правилам оранжевой карантинной зоны на одного зрителя должно приходиться 20 квадратных метров пространства, потому в помещении на полторы тысячи человек разрешили продать лишь 220 билетов.

Сейчас эти правила немного смягчили, и в Схід OPERA разрешено пускать 753 зрителей. Но беда в том, что сами зрители не торопятся устроить аншлаг.

"К сожалению, мы испытываем дефицит зрителя. Наверное, это связано с психологическими причинами, люди не хотят рисковать лишний раз во время карантина. Возможно, есть и материальные причины — ведь многие харьковчане в этом году долго не работали", — говорит директор Оперного театра Олег Орищенко.

По его словам, Схід OPERA никогда не была прибыльной, но за счет дохода, который театр получал от продажи билетов, удавалось оплачивать коммунальные услуги. Еще одна статья дохода — сдача помещений в аренду гастролерам — тоже в этом году не "выстрелит", поскольку пока что находится очень немного желающих привозить в Оперный концерты и антрепризы, куда можно будет продать лишь 50% билетов. Олег Орищенко заверил, что, несмотря на финансово тяжелые времена, труппу сокращать он не намерен. Недостающие деньги на коммуналку уже попросили у государства, и Минкульт обещал увеличить финансирование.

Понемногу выходит из карантина и Русский драматический театр им. Пушкина. Сезон здесь открылся 16 сентября спектаклем "Вишневый сад", который поставили незадолго до карантина. Актеры успели отыграть всего несколько представлений, потому в августе его пришлось заново репетировать.

Зрители, которые купили билеты еще зимой, но не попали на спектакли, могут посмотреть их до конца года.

"Мы не привязывали перенесенные спектакли к какой-то определенной дате, понимая, что у людей могут быть свои планы. Для таких зрителей выделили в зале отдельные места, они могут прийти на спектакль со своим старым билетом", — рассказала завлит театра Ирина Челомбитько.

В театре им. Пушкина, как и в Оперном, заняты далеко не все из разрешенных 50% мест. Но в администрации надеются, что зрители вернутся в октябре. На 6 ноября запланирована премьера спектакля "Бег" по произведению Булгакова, его репетиции начались еще до карантина.

Своя сцена ближе к телу

Если государственные театры могут рассчитывать на финансовую поддержку Министерства культуры, то руководители независимых сцен вынуждены думать, как сократить расходы, главный из которых – аренда помещений. Почти все частные харьковские театры не имеют собственного места для выступлений. Карантин заставил их решать эту проблему.

В январе 2020 года молодой театр "Нефть" приобрел помещение для репетиций на улице Бажанова площадью 80 квадратных метров. В карантинной действительности оно стало для театра настоящим домом.

"Когда грянули все запреты, родилась мысль адаптировать эту репетиционную площадку под нашу камерную сцену на 40 зрителей. Сейчас пишем грант на получение звуковой аппаратуры, будем адаптировать свои спектакли под эту площадку. Работать на арендованных площадках не получится. Стоимость аренды осталась такой же, а зрителей стало меньше в два раза. Получается, будем играть в минус или в лучшем случае в ноль. Это – супернерентабельно", — рассказал директор театра Артем Вусик.

Другой путь — повысить стоимость билетов. По нему, скорее всего, пойдет второй театр Артема Вусика — "Прекрасные цветы", который дает спектакли в Доме актера. В эту субботу артисты выступят там впервые после долгого перерыва и по новым правилам, когда можно будет продать только половину билетов. После этого посчитают выручку и решат, стоит ли повышать цену. Вероятно, с 200–250 гривен билеты подорожают до 290–300.

Театралам нужно готовиться к тому, что по примеру "Прекрасных цветов" подорожают билеты и на другие независимые сцены.

Лекции у буржуйки

Все лето Литературный музей устраивал лекции, концерты и встречи с писателями в своем дворике на улице Багалия. С наступлением холодов музейные работники задумались о том, как продолжить традицию, ведь помещение Литмузея не позволяет собирать людей внутри.

"Возникла идея даже буржуйки расставить по двору. Была мысль купить обогреватель УФО, но потом поняли, что от него будет мало толку. Потому решили закупить пледы и поставить термопод для горячего чая", — рассказала заместитель директора музея Татьяна Пилипчук.

Она рассчитывает, что мероприятия во дворике при поддержке пледов и чая можно будет проводить до середины октября. Главное, чтобы не помешали дожди.
А вот Исторический музей как ушел в онлайн в начале карантина, так из него и не вернулся к полноценной жизни.

"Проводим факультативы в ZOOM, в самом музее мероприятий нет. Это связано с карантинными ограничениями, потому что экскурсии разрешены только для групп из пяти человек, — рассказал PR-менеджер музея Дмитрий Кузубов.

Исторический музей работает в сокращенном режиме, со вторника по субботу с 2 часов дня до 5 вечера. Больше всего посетителей приходит в субботу. Открытие новой выставки "Аланы, Болгары, Хазары?", посвященной 120-летию салтовской культуры, побило карантинные рекорды посещаемости: пришло 43 человека. Конечно, эти цифры смешно сравнивать с докоронавирусными показателями, которые были больше в несколько раз. Основными посетителями музея были школьники, которых приводили на экскурсии. Сейчас они запрещены.

Харьковский художественный музей работает в режиме с 10 утра до 17:40 вечера. 24 и 30 сентября в музее запланированы лекции и круглые столы в рамках фестиваля "Инклюзион 2020" — мероприятия камерные, немноголюдные, с ограниченным списком участников. А вот собственные дни открытых дверей для школьников, которые проходили каждую вторую среду месяца, студентов (каждый третий четверг) и всех посетителей (каждое третье воскресенье) пришлось отменить.

В кино можно пересесть

В кино, как и в театры, пока что ходит довольно мало зрителей. Харьковская школьница Алина Найдовская убедилась в этом, когда в прошлую субботу с друзьями отправилась в кинотеатр "Киев" на фильм "Мулан".

"Нас в зале было всего четыре человека, и это — в выходной день. Мы, конечно, все сели рядом, никто нас на свои места во время сеанса не прогонял", — рассказала девятиклассница.

В других кинотеатрах тоже не следят строго за тем, чтобы зрители рассаживались через кресло.

"Мы обязаны продать вам билеты в шахматном порядке, но как вы там будете сидеть – это ваше дело", — объясняют в кассе кинотеатра "Парк".

В буфетах кинотеатров продают напитки, попкорн и другие лакомства. Это значит, что у зрителей есть законное основание снять маску в зале хотя бы на то время, пока они будут есть.