Новый закон о ЖКХ: абонплата, пеня и шаг к самоуправлению
Новый закон о жилищно-коммунальных услугах вызвал немало волнений в обществе. Одни эксперты пугают украинцев тем, что отныне за просроченные платежи будут начислять пеню и забирать квартиры, другие приветствуют инициативу как шаг к самоуправлению жителей многоэтажек. «Харьковская неделя» разбиралась, что изменится для потребителей после того, как закон будет подписан президентом и вступит в силу.
9 ноября депутаты Верховной Рады проголосовали за новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах». Президент должен подписать его со дня на день, он вступит в силу закон через 6 месяцев после опубликования. Депутаты говорят, что отныне отношения поставщиков и потребителей услуг станут более прозрачными, а потребители обеспокоены появлением абонплаты за услуги, пени за неуплату и правом поставщика отказаться от обслуживания внутридомовых коммуникаций.
Вместе веселее
Главное новшество, которое предлагает закон, – обязательный договор между поставщиком услуги и потребителем. Потребитель может быть индивидуальным – таковы сейчас большинство харьковчан, или коллективным – в этом случае договор заключается со всем домом в лице руководства ОСМД или управляющего.
Человеку надо дать право посчитать, сколько стоит прямой договор, а сколько коллективный. Поэтому законопроект открывает возможности выбора для людей в многоквартирных домах, – говорит одна из авторов закона, депутат ВР от фракции «Самопоміч» Алена Бабенко.
Пока что и без расчетов ясно, что заключать коллективный договор будет выгоднее. Ведь индивидуальным пользователям придется платить еще и абонплату за горячую и холодную воду и отопление – то есть в любое время года, а не сезонно. Планируется, что эти деньги пойдут на обслуживание сетей. Некоторые эксперты полагают, что подобная норма будет только на руку монополистам, которые наживутся за счет таких индивидуальных абонентов.
«Водоканал» пишет один типовой договор, а потом миллион квартир это подписывает. Даже если взять гривну с каждого абонента, то они заработают миллион ни за что, – говорит директор «Института города» Александр Сергиенко.
Однако в таком подходе есть и позитивные стороны: жители активнее начнут объединяться.
Закон стимулирует отказываться от индивидуального потребления и переходить на коллективное, – заявил «Харьковской неделе» директор ассоциации управителей многоквартирными домами Андрей Никончук. – Поставщику удобнее работать с коллективными потребителями, потому что не нужно поддерживать большие call-центры. Это будут либо ОСМД, либо управитель от имени жильцов дома. В одном доме не может быть и коллективных, и индивидуальных потребителей – либо один тип, либо другой. В случае коллективных потребителей поставщик берет на себя обслуживание внутридомовых сетей.
Размер предельной абонплаты пока неясен, устанавливать границы будет Кабмин.
Несправедливый договор
Отныне все взаимоотношения между потребителем и поставщиком будут договорными. То есть и с индивидуальными, и с коллективными потребителями предприятия будут заключать договор. Когда в 2006 году в Харькове ликвидировали ЖЭКи, «Жилкомсервис» напечатал текст коллективного договора в муниципальной газете «Харьковские известия» – считалось, что харьковчане заключили его автоматически. Теперь такой номер не пройдет – текст договора нужно будет прислать либо управляющему дома, либо индивидуальным потребителям лично. Подписывать их не обязательно. Если в течение месяца от потребителя не поступит ответ – будет считаться, что он принял договор. Если потребитель оплатит услугу по квитанции – то же самое. С текстом договора можно будет поспорить.
Если человек считает какую-то норму договора несправедливой и захочет ее поменять, он должен будет сообщить об этом поставщику в письменном виде. Самые хитрые и умные в этом вопросе не будут платить месяцами и вступят с поставщиком в длительную переписку по предмету договора. С одной стороны, человек не отказался, с другой – не подписал, – полагает Андрей Никончук.
Большинство экспертов считают, что подобная договорная система несколько ущемляет потребителя. Ведь отныне он обязан будет платить пеню за не вовремя оплаченные коммунальные услуги: закон предусматривает оплату 0,01 % за день просрочки. В год набежит не больше чем 3,65%, при этом пеня не может быть больше суммы долга. С другой стороны, поставщик никакую «неустойку» платить не обязан ни при каких обстоятельствах.
Если мы получаем договор, в котором одна сторона остается безнаказанной, а другая должна выплачивать пеню, – я такой договор подписывать не буду. Если я отвечаю за неисполнение обязательств, то другая сторона тоже должна отвечать за исполнение обязательств, – полагает эксперт по вопроса ЖКХ Михаил Гаевский.
В принципе, закон предусматривает возможность платить половину, если услуга оказана не полностью, или не платить, если услуга не оказана, но механизм не разработан.
Пеню можно будет вводить лишь с 2019 года. Но можно будет и не вводить – закон не заставляет коммунальщиков делать это, оставляя подобную меру на их усмотрение. Кроме того, пеню нельзя будет применить, если у потребителя будут документально доказанные долги по заработной плате, или если государство задолжает по выплате субсидий.
Заплатить по счетчику
Согласно закону, со следующего года мы должны платить за тепло, горячую и холодную воду по счетчику. Установку и поверку приборов учета отныне должны будут оплачивать жители. Большинство харьковчан, обсуждающих новшество на форумах, негативно отнеслись к таким переменам. Однако во многих домах жители давно установили счетчики за собственные деньги и оценили преимущества самоуправления.
Поверкой мы тоже занимаемся сами, у нас это взял на себя инициативный житель из первого подъезда, – рассказала «Харьковской неделе» жительница девятиэтажки по адресу Бучмы, 8б Алла Трофимова. – Ежегодно мы сбрасываемся по 60 гривен с квартиры – это своеобразная «зарплата» за хлопоты. В соседнем доме счетчик ставили «Теплосети». Обслуживают его тоже мастера из «ХТС», он у них постоянно ломается и насчитывает больше, чем у нас.
Есть в общедомовых счетчиках и минусы, особенно это касается счетчиков воды. Они будут учитывать все те незначительные утечки в домовых сетях, которые квартирные счетчики не фиксируют. А значит, потребители должны будут заплатить за ту воду, которую они не использовали.
В целом новый закон будет побуждать жителей многоквартирных домов становиться более самостоятельными и больше вникать в проблемы своих жилищ, объединяться и действовать сообща, а не надеяться на «Водоканал», «Теплосети» и «Облэнерго». Однако для того, чтобы закон заработал в полную силу, требуется принять еще ряд подзаконных актов, которые окончательно урегулируют взаимоотношения потребителей и исполнителей.
Выйти из сумрака!
Одной из главных заслуг авторы законопроекта считают то, что он заставляет поставщиков услуг раскрыть структуру тарифов.
В законе мы разбили построчно, за что именно платит человек, которому предоставляют услугу: сколько стоит, например, куб воды, сколько стоит содержание и обслуживание внутридомовой сети из расчета на квадратный метр, сколько стоит абонентская служба, – говорит одна из инициаторов закона Алена Бабак.
Также теперь потребители смогут требовать от поставщика отчета за качество услуги – например, температуру теплоносителя или калорийность газа. Эти сведения поставщик обязан предоставить бесплатно.