Ненужный шедевр. Почему чиновники Харькова не хотят реставрировать роспись Самокиша
Уникальная роспись художника Николая Самокиша, чьи работы хранятся в Эрмитаже и других знаменитых музеях, умирает в подъезде дома на Мироносицкой. Реставрацию фресок должны были профинансировать из бюджета развития, но чиновники потратили деньги на другие работы.
Под серыми стенами четырехэтажки на Мироносицкой, 44 скрывается шедевр монументальной живописи. Больше ста лет назад художник Николай Самокиш расписал стены особняка орнаментом в стиле слобожанского модерна. В 1930-е годы особняк превратили в коммунальную квартиру, надстроили еще два этажа, а роскошные узоры скрыли побелкой и строительной эмалью. Харьков потерял шедевр на долгие годы, только в 1970-х, когда смыли побелку, творение Самокиша открылось миру заново.
К сожалению, ни одной власти города за все время не было дела до реставрации росписи. Все это время она медленно разрушалась под воздействием воды, текущей с дырявой крыши, сырости и вандалов. Спасением орнамента знаменитого художника занялись неравнодушные горожане, но их мечта отреставрировать памятник искусства наткнулась на противодействие со стороны горсовета.
Траты выросли в два раза
В 2018 году в Харькове учредили "Бюджет участия". В горсовете предложили активным гражданам и организациям самим решить, на что потратить 50 миллионов гривен бюджетных денег. Им нужно было подать проект на "Портале харьковчанина". Те идеи, за которые проголосовало больше всего горожан, получили финансирование. Одним из таких проектов стала реставрация росписей Николая Самокиша. Он получил 174 голоса, а это значит, горсовет был обязан дать на его реализацию 968 839 грн.
Автор проекта Наталья Нечепуренко вспоминает, как обрадовалась победе, но ликование было преждевременным: тратить время и деньги на спасение шедевра чиновники не спешили.
"Люди проголосовали, была выделена достаточная сумма, ее хватило бы, чтобы начать первоначальные работы. Вначале нас передали в Департамент культуры, они три месяца разбирались, и оказалось, что они ни при чем. Я смотрю — все проекты начали реализовываться, какие-то муралы уже рисуют на стенах, а по нашему проекту — тихо. Начала звонить в Департамент, оказалось, его уже передали в другое место, потом еще в одно", — рассказала Наталья Нечепуренко KHARKIV Today.
В конце концов, проект попал в Департамент жилищного хозяйства. Там решили взяться только за первую часть реставрационных работ — починить световой фонарь, то есть, специальное окно в крыше, которое освещало подъезд с расписными стенами. Авторы предполагали, что реставрация будет идти одновременно с ремонтом крыши, но от этой идеи отказались.
С февраля 2019 по декабрь 2020-го чиновники согласовывали проект. Первоначальная стоимость, просчитанная авторами, выросла почти в два раза: было 148 тысяч гривен, стало 289 тысяч.
"Харьковский антикоррупционный центр" провел расследование этого тендера. Оказалось, что подобные окна можно было заказать за сумму в три раза дешевле. Более того: металлопластиковая конструкция и вовсе не подходит в данном случае.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Делим 50 миллионов гривен: как в Харькове работает "Бюджет участия"
"Металлопластиковые окна не приспособлены для так называемых "зимних садов", так как установки под углом вместо крыши не дают герметичности конструкции от воды. Уплотнитель у стекла может пропускать воду. Попадая внутрь профиля, она должна вытекать через специальные отверстия внизу. Поскольку в случае установки окон под углом эти отверстия не позволяют устроить водоотвод, это приведет к заполнению нижнего профиля окна водой, а в зимнее время — замораживанию", — выяснили эксперты "ХАЦ" у специалистов по установке таких окон, которые советуют ставить алюминиевый профиль.
Исполнителем проекта стал "Харьковстартстрой". Его руководитель Александр Горбач раньше был руководителем того же предприятия, что и зам. директора КП "Харьковское ремонтно-строительное предприятие" Игорь Шкурко. Это коммунальное предприятие, которое было заказчиком работ, подчиняется Департаменту жилищного хозяйства, которое курирует проект.
"Давайте просто закрасим"
Ремонт светового фонаря — важная, но малая часть проекта реставрации необыкновенного подъезда. Одновременно с ними должны начаться исследования монументальной росписи, а затем — главное, реставрационно-консервационные работы. Согласовать их невозможно: из-за разногласий между авторами проекта и чиновниками дело зашло в тупик.
"Они не могут посчитать. Они считают все работы только по строительным сметам, а там вообще нет такого понятия — реставрация. Мы предложили считать по другим критериям. Есть расценки Союза художников, например, но они не хотят по этим расценкам считать и предложили оценить реставрацию по стоимости малярных работ", — рассказал KHARKIV Today один из авторов проекта, доцент кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Академии дизайна и искусств Вячеслав Шулика.
В 2006 году он уже предпринял попытку отреставрировать небольшой фрагмент росписи Самокиша. Вместе со своими студентами он расчистил и восстановил роспись на трех небольших фрагментах. Они разработали уникальную методику, которая позволила добраться до фресок через семь слоев красок разных составов, шпаклевки и грунтовки. Но делать эти работы на одном энтузиазме невозможно. Во-первых, они очень затратны. Реставрация по проекту бюджета участия обойдется в 661 тысячу гривен. Во-вторых, без участия городских властей все равно не обойтись. Сейчас фрагменты росписи закрыты трубами, проводами телефонной связи и кабельных операторов. Чтобы их убрать, нужны разрешения соответствующих департаментов. Но в этом году работы в доме даже не запланированы.
"В плане закупок на 2020 год не предусмотрены работы по реализации проекта "Общественного бюджета" — Реставрация росписей Николая Самокиша "Жемчужина слобожанского модерна", — ответил на запрос "Харьковского антикоррупционного центра" зам. директора Департамента жилищного хозяйства Александр Лемента.
По словам авторов проекта, самое сложное на данном этапе — убедить чиновников в том, что это вообще необходимо.
"Я водила туда на экскурсии немцев, бельгийцев, итальянцев. Я предупредила в горсовете, что к этому проекту будет пристальное внимание, в том числе — из других стран. А они нам предлагают: давайте мы все закрасим и нарисуем заново", — возмущена Наталья Нечепуренко.
Спасатели росписи Самокиша не сдаются. Наталья Нечепуренко намерена в ближайшее время записаться на прием к директору Департамента финансов Татьяне Таукешевой и выяснить, почему в этом году на проект не дали ни копейки.
Мироносицкая, 44 — единственное место в Украине, где сохранился пример монументальной живописи Николая Самокиша. До Второй мировой войны его работы украшали Полтавский краеведческий музей, но были утрачены во время бомбардировок. Местные художники восстановили их своими силами по фотографиям, но, по словам реставраторов, они лишь отдаленно напоминают первоначальные картины.
Автор: Елена Павленко