Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Делим 50 миллионов гривен: как в Харькове работает "Бюджет участия"

На рекламу проекта "Бюджет участия" ежемесячно тратится более 20 000 гривен из бюджета. Фото: KHARKIV Today.
На рекламу проекта "Бюджет участия" ежемесячно тратится более 20 000 гривен из бюджета. Фото: KHARKIV Today.
Город отказался от бесплатной платформы и разрешил голосовать за проекты в ЦНАПах.

30 октября на «Портале харьковчанина» заканчивается голосование за лучшие проекты горожан, которые получат деньги из бюджета города.

Впервые харьковчане могут сами, без депутатов и чиновников, решать, куда потратить налоги. «Бюджет участия» – общемировая практика, однако у нас не обошлось и без местных особенностей: распределение денег все еще находится под тотальным контролем горсовета.

Прямая демократия в действии – или ее видимость. В прошлом году харьковские депутаты проголосовали за «Бюджет участия» – то есть разрешили горожанам самостоятельно распределить 50 миллионов из городской казны. Эта практика десятилетиями используется в городах по всему миру и уже три года существует в Украине. 13 февраля бюджет участия и платформу «Портал харьковчанина», где можно голосовать за проекты, пафосно презентовали в кинотеатре.

"В адрес горсовета поступают тысячи предложений для реализации разных инициатив. Но раньше не хватало ресурсов для их реализации. Теперь у нас есть 50 миллионов для этого. Многие направления будут реализованы", – пообещал тогда глава Холодногорской администрации, член конкурсной комиссии Максим Мусеев.

30 октября, ровно через месяц, завершится первое голосование. Особенностью харьковского «Бюджета участия» стало то, что конкурсанты получают слишком мало голосов, а сам процесс голосования вызвал затруднения у многих харьковчан. «ХН» проверила, как работает «Бюджет участия».

ТО, ЧТО У ДРУГИХ БЕСПЛАТНО, В ХАРЬКОВЕ - ЗА 700 000 ГРИВЕН

То, что в новинку для Харькова, давно и успешно работает более чем в 1500 городах мира и примерно в 50 украинских городах. Механизм «Бюджета участия» таков: городской совет определяет, какая часть казенных денег будет потрачена на инициативы самих горожан. Дальше активные жители на специальном сайте предлагают, на что можно потратить деньги. Другие горожане на этом сайте голосуют за идеи. Те, которые набирают больше всего голосов, получают деньги на реализацию.

Когда в 2015 году первые украинские города внедряли «Проект участия», они ориентировались на практику Польши. Харьковские авторы проекта говорят, что выбрали самое, с их точки зрения, полезное из польского и украинского опыта. Идеи харьковчан могут касаться социальной и культурной сферы, экологии, ЖКХ, образования, инноваций. Проекты могут подавать не только физические и юридические лица, как в большинстве украинских городов, но и общественные организации. 30 миллионов на свои инициативы получат физические лица, 20 миллионов – организации.

"Минус – то, что в проекте не могут участвовать благотворительные фонды, только общественные организации. Из-за этого я сам подавал проект как физлицо, – комментирует «ХН» участие в проекте автор одной из инициатив Владимир Казусь. – С точки зрения бухгалтерских документов департаментам, которые будут осуществлять проекты, было бы удобнее сотрудничать с благотворительными фондами, а не с физлицами".

Еще одно важное отличие Харькова: специальная платформа «Портал харьковчанина», где можно голосовать за проекты, стоила городу 700 тысяч гривен (разработка сайта, программное обеспечение и создание мобильных приложений). В других украинских городах граждане голосуют на сайте, который ни копейки не стоил городским бюджетам – система была создана в рамках программы «Электронное управление для подотчетности власти и участия громады», которая финансируется Швейцарской Конфедерацией. Экономить в Харькове не стали якобы из-за ограниченного функционала.

"У нас не было вопросов к функционалу этой системы. Но нам нужна была платформа, на которой будет собрана вся городская активность, а не пять разных сайтов. Мы разрабатывали свою систему потому, что «Портал харьковчанина» – это целая совокупность сервисов. На нем можно не только голосовать за «Бюджет участия, но и проводить опрос, узнавать мнение жителей, дальше мы добавим другие функции, которые помогут общаться с органами самоуправления", – рассказал «ХН» проектный менеджер портала Андрей Джмиль.

Помимо инициатив, за которые можно проголосовать, на портале есть новости, которые частично дублируют новости с сайта горсовета, опросы (например, сколько городов-побратимов вы знаете), афиша мероприятий, список подарков, которые предполагается вручать активным пользователям. Планируют еще и фотожалобы – по аналогии с теми, которые время от времени можно посылать на том же сайте горсовета городскому голове.

Кроме денег на создание сайта, из бюджета потратили и продолжают тратить немало средств на его раскрутку и пиар (создание видеоролика, популяризация портала, хостинг, наружная реклама, трансляция роликов в метро, техподдержка) – всего около 200 000 гривен потрачено за 2017-2018 годы.

МОЖНО ГОЛОСОВАТЬ ДВАЖДЫ?

Общественные организации и просто граждане зарегистрировали на сайте 301 заявку, но комиссия и департаменты горсовета пропустили только 167. Как ни странно, самая типичная заявка – создать мурал. Например, в одной из инициатив автор просит полмиллиона на создание двух муралов в центре города. За этот проект даже проголосовали пять человек.

С другой стороны, многие социально важные инициативы не попали на голосование, потому что не прошли комиссию или получили негативное заключение в горсовете.

"Заявку постарались упростить очень сильно, но в таком виде она совершенно не раскрывает суть проекта – невозможно вместить всю информацию, а проекты почти на миллион гривен – большие, их невозможно в двух абзацах описать. Могли отказать потому, что проект не обоснован, но при этом сама заявка не предполагает обоснования, – рассказала «ХН» автор проектов, архитектор Александра Нарыжная. – Мы подавали 4 проекта, прошел согласование только один. Некоторые проекты не прошли, потому что нам сказали: «Вы в миллион не влезете». Таким был проект реконструкции сквера на Конторской, но там мы планировали еще привлечь и спонсорские деньги. У нас был проект пешеходной улицы Квитки-Основьяненко, его поддержала половина департаментов, а в департаменте транспорта сказали, что это ухудшит транспортную ситуацию в городе".

Прежде чем попасть в департаменты, заявка проходила отбор среди членов рабочей группы под предводительством директора департамента бюджета и финансов Татьяны Таукешевой. В нее также вошли 10 чиновников и депутатов горсовета, и шесть представителей общественности, которых харьковчане выбрали путем голосования на том же «Портале харьковчанина» из 27 кандидатов. Тогда система еще зависала, и сами разработчики признали: в процессе голосования потеряли несколько голосов харьковчан, но посчитали, что на конечный результат это не повлияет.

"Мы собирались раз 5–7 за все время. На собраниях обсуждаем проекты, каждый из членов комиссии дает свою оценку, – рассказал «ХН» о работе комиссии ее член, представитель Молодежного совета при городском голове Кирилл Чикирякин. – Очень мало людей правильно составляют смету, потому на то, как прописан бюджет, мы почти не смотрим. Нас интересует, в первую очередь, сама идея. Важно, чтобы человек хотя бы поверхностно объяснил механизмы реализации такой идеи. Мы смотрим, есть ли вообще проблема, которую должен решить проект, и как идея ее поможет решить. Чаще всего проекты браковали, потому что неправильно заполнена форма или что-то было не так в плане оформления".

Голосования за проекты проходят через BankiD – систему подтверждения личности путем использования его банковских данных. Один человек может отдать голос за три проекта. Система показала себя как очень надежная и не вызывает вопросов, однако многих потенциальных участников она отпугивает.

"Мы настолько защитились, что люди просто не голосуют. Я знаю тех, кто хотел бы проголосовать, но не могут этого сделать, потому что просто не имеют карт тех банков, которые участвуют в проекте. К честности этой системы вопросов нет. Были вопросы на этапе отбора проектов, сейчас как будто все прозрачно, при этом голосуют очень мало", – говорит Александра Нарыжная.

Харьков – единственный город в Украине, где проголосовать за проект можно в Центрах предоставления административных услуг. В каждом из них имеется книга с описанием всех проектов. Горожанину необходимо лишь прийти в Центр с паспортом, идентификационным кодом и их копиями, заполнить анкету и указать номера проектов. Однако и здесь может ожидать подвох.

«Протестировать» систему решила одна харьковчанка, косвенно причастна к его разработке, поэтому просила не называть свое имя. Проголосовав один раз через сайт, она отправилась в Центр админуслуг.

"В ЦНАПе девочка-администратор очень удивилась и не знала, что со мной делать, ходила, у начальства спрашивала. Книга проектов очень неудобна, нет никакой структуры. Мне пришлось перечитать всю эту книгу, чтобы найти свой проект. Ксерокопии документов у меня не сняли и не просили, хотя в правилах написано, что их нужно предоставлять. Мне сказали, что файлик они передадут на «Портал харьковчанина» и уже там его внесут в базу", – рассказала харьковчанка.

Ни у нее, ни у других голосовавших нет никакой возможности отследить, засчитался ли голос один раз, два раза (при голосовании через сайт и ЦНАП) или не засчитался вообще: на сайте отображается только количество голосов, но не фамилии. Разработчики уверяют: все голоса проходят проверку и двойные голоса исключены.

"В Полтаве вообще голосуют в библиотеках, – говорить Андрей Джмиль. – Мы первые, кто дал возможность голосовать в таком количестве мест, чтобы все, кто хочет проголосовать, мог это сделать. Кто-то не может пользоваться интернетом – например, пожилые люди, или те, у кого нет карточки определенного банка".

Пока что такой возможностью воспользовались немногие – по официальной информации, через админцентры поступило всего около 80 голосов.

В то же время у людей есть опасения, что возможность голосовать в админцентрах могут использовать в момент, когда нужно будет накрутить нужное количество голосов тому или иному проекту.

"Вполне возможно, что эту схему заложили неспроста. По факту все, что необходимо для такого голосования, – большое количество ксерокопий паспортов и идентификационных кодов. Поскольку информация о голосующих за проекты не публикуется, есть возможность проголосовать без ведома человека, который приходит в админцентр с нужным пакетом документов, а он никогда не узнает, что принимал участие в голосовании. На данный момент популярные проекты почти после месяца голосования не собрали и ста голосов. Кроме того, наличие хорошей коммуникации между Харьковским молодежным городским советом и центрами админуслуг не является секретом ни для кого", – рассказал наш источник в комиссии, которая занималась отбором проектов.

ПОД ПЯТОЙ ГОРСОВЕТА

Во всем мире общественный бюджет призван в том числе стимулировать активность неправительственных организаций и гражданского сектора. Однако харьковская мэрия не собирается так просто отдавать контроль обществу даже над частью финансов. Тотальный контроль может впоследствии нивелировать такие положительные качества инициативы, как запрет подавать проекты, которые дублируют действующие городские программы. Этот момент отметили в заключении эксперты аналитического центра «Обсерватория демократии».

«Негативный момент – контроль мэрии над распределением бюджета участия. Главой рабочей группы по вопросам общественного бюджета стала заместитель мэра, в составе рабочей группы также подконтрольное мэру партийное большинство, а юридический департамент городского совета получил право ветировать проекты. Платформу «Портал харьковчанина» также нельзя назвать неподконтрольной местной власти. В этом смысле «Бюджет участия» как инструмент прямой демократии не будет выполнять функции гражданской альтернативы по отношению к депутатскому корпусу и мэрии в вопросе распределения средств», – написали эксперты в заключении.

Сами департаменты, говорят участники бюджета участия, оказались не готовы к свалившейся на них нагрузке.

"Департаменты поначалу не очень понимали, какая у них роль в этом процессе, в итоге горсовет нарабатывал новые процедуры, которых раньше не существовало, – делится впечатлениями Владимир Казусь. – Были небольшие проблемы с коммуникациями – я не дозвонился, например, в департамент бюджета и финансов, телефон был указан только один и не отвечал. На это направление выделили только одного специалиста, а на 160 человек это мало".

«Разгрузить» департамент можно было бы, отдав председательство в рабочей группе авторитетному представителю гражданского сектора, как рекомендовали в свое время в «Обсерватории демократии». Но, похоже, пока в горсовете не готовы ослабить крепкие

НЕ ТОЛЬКО ХАРЬКОВ

«Бюджет участия» в области внедряют не только в центре, но и в Чугуеве, и в Нововодолажской ОТГ. Эти населенные пункты, в отличие от Харькова, не стали тратить бюджетные деньги на изобретение своих собственных сайтов и воспользовались бесплатной платформой, предоставленной фондом «Восточная Европа» при финансовой поддержке Швейцарии.

В Нововодолжаской ОТГ на инициативы жителей дали полтора миллиона: причем проект из райцентра может получить максимум 700 тысяч, округов – не больше 100 тысяч. Пока зарегистрирован только один проект, победителей определят 25 ноября.

В Чугуеве уже успели больше – зарегистрировать 8 проектов. С 1 октября начнется их рассмотрение, а 16 октября определят победителя. Здесь из бюджета на инициативы граждан дают 420 тысяч. Тут проекты разделили не так, как в Харькове, а на малые и большие. 60 % бюджета пойдет на крупные по меркам города инициативы.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ В БРАЗИЛИИ

История «Бюджета участия» началась в далекой Бразилии в 1989 году в бедном и криминальном городе Порту-Алегри, жители которого страдали от коррупции и не имели возможности ни провести водопровод в дом, ни отправить детей в школу. Помогли выборы – «Рабочая партия» шла на избирательные участки с призывом дать гражданам возможность самим определять, на что потратить деньги бюджета. Горожанам понравилось – они проголосовали за кандидатов партии и принялись делить бюджет. Результаты не заставили себя ждать. По оценкам Всемирного банка, в Порту-Алегри количество домовладений с водой и канализацией выросло на 20 %, стало в 4 раза больше школ. Программа ООН по населенным пунктам (UN Habitat), направленная на содействие устойчивому развитию городов, объявила эксперимент с «гражданским бюджетом» лучшей международной практикой.

С тех пор опыт бразильцев переняли по всему миру. В некоторых городах, например, в Амстердаме, 20 % бюджета города тратится на инициативы граждан.

В 2015 году при поддержке Фундации украино-польского сотрудничества к мировому опыту присоединились 4 украинских города – Черкассы, Чернигов, Луцк и Полтава.

ГДЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ: portal.city.kharkov.ua

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.