Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Не забудьте шлем. Харьковчанин создал в Украине мотошколу с упором на безопасное вождение

В первой в Харькове мотошколе «В шлеме» обучают с прицелом на безопасное городское вождение.

В первой в Харькове мотошколе «В шлеме» обучают с прицелом на безопасное городское вождение. Создатели разработали онлайн-курс для «чайников» и предлагали научить управлять байков сотрудников полиции.

Есть мотоцикл – не будет денег на наркотики

Свой первый мотоцикл Сергей Кузнецов получил в подарок от отца. Точнее это был не мотоцикл, а какие-то его отдельные части.

– Когда я был еще совсем малой, лет пятнадцать, мы начали экспериментировать с разными развлечениями – покурить что-то или слазить туда, куда лазить не надо, или сделать то, чего делать не следовало. Обрывки этой информации доходили до отца. В итоге он у какого-то знакомого нашел старый разбитый мотоцикл и отдал его мне, – вспоминает Кузнецов. – Железки – это круто, тем более когда тебе дают мотоцикл с одним колесом и половиной двигателя. Это твои железки. «Оно» не ездило, конечно. Отец три месяца восстанавливал этот мотоцикл, а я ходил вокруг, подавал, приносил и не мешал.

Сергей не испытывал особого восхищения перед старым советским байком, но после того как наконец-то его удалось починить, начал ездить по частному сектору, где познакомился с такими же мотоциклистами. Компанией бороздить просторы Харьковской области было уже веселее. Сергей постепенно втянутся в мотодвижение.

– Мама сначала была жутко против всей этой истории. Но отец сказал, что у пацана, который занимается мотоциклом или мотоспортом, никогда не будет денег на наркотики. Это маму сразило, она дала «зеленый» свет, – рассказывает Сергей Кузнецов.

Спустя три года отец Сергея покупает новый японский мотоцикл Honda VFR 800, но не сыну, а себе. В прошлом он также был мотоциклистом, увлекался мотокроссом.

– И вот он снова решил влиться в это дело, я начал иногда этот мотоцикл брать. Байк был такой большой, мощный, красивый, красный. Начал больше читать о мотоциклах, интересоваться моделями, искать статьи на других языках, кто что говорит, как их описывают, как их тестируют и так далее. Однажды мне на глаза попался номер киевского журнала «МотоДрайв». Они что-то там писали, мол, если у вас есть интересный мотоцикл, напишите и, возможно, историю опубликуют. Я рассказал о байке отца, приложил красивые фоточки и... материал не опубликовали, – вспоминает Сергей.

Расстраиваться долго не стал: когда его друг Андрей Гладнев (соорганизатор школы «В шлеме» – прим. «ХН») купил новый австрийский мотоцикл КТМ 950 SM, которого еще не было в Украине, снова написал в редакцию с вопросом: будет ли интересна история этого «красавца».

– Я написал, что могу его протестировать, если вы хотите. И вот они тогда ответили: а давай. Я оформил тест, приложил фотки, и они это опубликовали. Прислали мне номер с моей статьей, туда вложили даже какую-то денежку символическую, – говорит Сергей Кузнецов. – Потом я протестировал отцовский квадроцикл, потом еще какие-то мотоциклы у знакомых брал, через полгода такого фриланса меня взяли в штат.

Сергей начал два-три раза в месяц наведываться в Киев и тестировать байки. Потом пошли командировки – Испания, Китай, Европа и США.

– Я общался с проектировщиками этих мотоциклов. Вот ты смотришь, например, на мотоцикл и понимаешь, что общался с инженером, который его построил, и он тебе рассказал какие-то тонкости по устройству байка, которые больше нигде не найдешь. С мотогонщиками тоже было интересно общаться, нигде не найдешь таких подробностей, – говорит Кузнецов.

Стоять – не падать

В 2011 году Сергей и Андрей решили открыть в Харькове мотошколу. На тот момент такие школы были только в Киеве. Ребята написали программу обучения с прицелом на безопасную городскую езду. В своем обучении они используют технику передвижения на байке американских полицейских – ее Сергей подсмотрел во время поездки в Штаты.

– На тот момент я уже лет семь ездил на мотоцикле и мне казалось, что я опытный: и на треке умею, и на бездорожье выезжал. Но когда я увидел, как полицай на огромном «Харлее» проходил невероятно сложную трассу, то есть там было все на предельных выворотах руля, на предельно малых радиусах, на небольшой скорости – очень технически сложное задание. Пройти на мотоцикле такую трассу... Я смотрю и понимаю, что я по этой трассе даже на скутере не проеду. Для меня было проблемой развернуться компактно между машинами, правильно выполнить торможение, правильно работать весом, взглядом, – вспоминает байкер.

Американский коп охотно поделился с Сергеем тонкостями техники, эти знания легли в основу программы обучения. Чтобы минимизировать у учеников страх упасть, друзья разработали специальный мотоцикл.

– Мы убираем элемент риска, и человек перестает бояться, быстрее осваивает какой-то сложный прием. Мотоцикл мы сделали так, что он не падает: специальные боковые опоры, гидравлические гасители. И если человек допускает ошибку, он просто ложится на эту опору, – поясняет Сергей Кузнецов.

Друзья-мотоциклисты не остановились и разработали онлайн-курс «Психология гражданского мотоциклиста-долгожителя», который призван научить человека адекватному поведению на дороге и осознанию необходимости постоянно повышать свои навыки.

– Каждый этап обучения предусматривает выполнение заданий. Без их выполнения ты не перейдешь на следующий этап, – поясняет мотогонщик. – Изначально он что-то должен узнать о техниках езды, на другом этапе он должен поменять свое представление о езде на мотоцикле, в третьем – досконально изучить ПДД. Эффект превзошел все наши ожидания. Люди начинают ответственно относиться к езде, меньше рискуют. Они знают, как можно оказывать первую помощь.

Сейчас филиалы «В шлеме» появились в Киеве и Днепре, весной запланировано открытие в Одессе.

«Может, соседа запретить?»

В 2016 году Харьковский горсовет официально запретил проезд двухколесного транспорта по центральным магистралям города круглосуточно. Официальные причины: вред экологии и местным жителям, которые устали от шума. Сергей Кузнецов до сих пор считает, что поводы были надуманы искусственно: соотношение мотоциклов и машин в городе приблизительно один к ста, а старые советские автомобили вредят экологии намного больше. К шуму мотоцикла Сергей призывает быть лояльнее.

– Мотоцикл проехал с прямотоком на заднем колесе за 20 секунд, а перфоратором сосед каждый день работает – может, соседа запретить? – говорит Кузнецов. – На самом деле все очень просто: Кернес живет в гостинице на проспекте Науки, ему не понравилось, что там мотоциклы гоняют, он повесил знаки. Полицейские на самом деле ничего сделать не могут. По проспекту Науки, как раньше гоняли с прямотоками, так и гоняют, а возле гостиницы еще и на заднее колесо становятся, чтобы громче было.

Сергей говорит, что в Европе нет никаких запрещающих знаков для байкеров. А для тех, кто ездит на мотоциклах без документов с несертифицированным выхлопом, созданы полицейские мотобатальоны.

– Для них не представляет труда догнать какого-то нарушителя, остановить его и спросить: «А чего это ты, парень, с несертифицированным выхлопом ездишь?». Там огромные штрафы, – поясняет Сергей. – Даже в рамках Украины создать мотобат несложно. Человек десять на нормальных мотоциклах, хорошо обученных. В городе ограниченное количество мест, где собираются мотоциклисты, – им даже гоняться не надо, просто приехать на смотровую и проверить наличие прямотока на шумность.

Более того, ребята «В шлеме» предлагали бесплатно научить харьковских копов вождению на мотоцикле, но их предложение пока осталось без ответа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.