Когда Кернес снова станет мэром Харькова: что гласит закон?
На следующей неделе Харьковская городская избирательная комиссия установит результаты выборов: мы узнаем, кто стал депутатами и городским головой. Мэрские выборы выигрывает Геннадий Кернес. С победой у него проблем нет, но могут быть трудности со вступлением в должность.
По предварительным данным, за Геннадия Кернеса на очередных выборах проголосовало 58% харьковчан. Окончательный подсчет бюллетеней может подкорректировать эту цифру на процент-другой, но уже очевидно, что второго тура не будет. До католического Рождества новоизбранные депутаты должны собраться на первую сессию, а мэр — принять присягу.
Ситуация осложняется тем, что победитель выборов лечится в Германии и неизвестно, когда поправится настолько, чтобы выдержать перелет и визит на рабочее место. При помощи Избирательного кодекса, Закона "О службе в органах местного самоуправлении" и закона "О местном самоуправлении" KHARKIV Today узнавал, когда должны объявить результаты выборов, созвать первую сессию и что будут делать депутаты, если Кернес так и не вернется из "Шарите".
Как становятся депутатами?
Согласно Избирательному кодексу, результаты выборов должны быть установлены не позднее 12 дней после их проведения, при этом считать их следует с первого дня после выборов, в нашем случае — 26 октября. В крайнем случае, на это дается один дополнительный день, если комиссия обнаружила ошибки в протоколе и ей необходимо составить новый, с пометкой "уточненный". Получается, что городская избирательная комиссия должна определиться с результатами голосования не позднее 6-7 ноября. Может и раньше, но это — вряд ли.
"Планируем посчитать быстро, а там – как получится", — говорит глава комиссии Ольга Мозговая на вопрос KHARKIV Today о том, когда будут известны результаты выборов.
Затем избирательным комиссиям дается еще 5 дней, в течение которых результаты подсчета голосов будут опубликованы в местном СМИ. То есть, это надлежит сделать до 11-12 ноября. С этого момента депутаты и новоизбранный городской голова могут приступить к регистрации. Для этого нужно подать в комиссию соответствующее заявление. Закон дает на это целых 20 дней (ст. 283 Избирательного кодекса). То есть, в этот раз депутаты горсовета должны определиться с заявлениями до 2 декабря. Если депутат заявление не подал – то в совет заходит следующий по списку его партии.
Дальше членам комиссий дается 5 дней, чтобы зарегистрировать все заявления. После регистрации в течение двух недель депутаты должны собраться на новую сессию – то есть, не позднее 26 декабря. Так как этот день выпадает на субботу, а предыдущий, 25 декабря – выходной в честь католического Рождества, то впервые заседать новый состав горсовета должен до 24 декабря. Пока он этого не сделает, все решения принимают депутаты прошлого созыва.
Что делать с мэром, которого нет?
Избранный народом городской голова так же, как и депутаты, должен подать в избирательную комиссию заявление с просьбой его зарегистрировать. К сожалению, закон ничего не говорит о том, обязан ли мэр принести его лично. Если победитель болеет или у него есть другие уважительные причины заявление не подавать, то он должен подать другое заявление, где пояснить, почему не может.
"Если ТИК признает такие причины уважительными — устанавливается другой срок, длиннее, чем 20 дней. — Но если и после этого длительного срока человек не получил полномочий, не подал заявление о регистрации его избранным городским головой, он считается отказавшимся от мандата. И в таком случае это является основанием для ТИК назначить повторные выборы", — пояснил в интервью "Суспільному" юрист Андрей Магера, который трижды был членом Центризбиркома.
Если заявление все-таки поступило, мэр и депутаты собираются на первую сессию, где городской голова публично зачитывает и подписывает присягу. Здесь неопределенности в законе нет — он обязан присутствовать на сессии лично и лично присягу прочесть. Если же по уважительной причине он этого сделать не может, закон велит выбирать временных заместителей.
"Совет избирает временный президиум из числа депутатов совета в количестве трех-пяти человек. Члены временного президиума поочередно председательствуют на пленарных заседаниях совета до избрания секретаря совета. Со времени избрания секретаря совета он председательствует на пленарных заседаниях совета", — гласит закон "О службе в органах местного самоуправлении".
Кандидатуру секретаря по закону вносит голова, но если его нет, то это могут быть и депутаты в количестве не меньше половины от состава горсовета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В горсовете говорят, что уже обрадовали Кернеса третьим сроком
Сколько времени секретарь может в отсутствие мэра руководить городом — закон не говорит, сроки не определены. Зато предлагает определенные пути решения возможной правовой коллизии. Полномочия городского головы могут прекратить в основном из-за нарушений закона. Но предусмотрено и признание его недееспособным — это может сделать только суд. "Отозвать" избранного голову на референдуме граждане могут только в том случае, если он нарушает законы и Конституцию. В случае длительного отсутствия мэра на рабочем месте такая опция не предусмотрена. Более того — украинская история знает курьезные случаи, когда даже смерть мэра не служила основанием для внеочередных выборов. Предыдущий мэр Луцка Николай Романюк умер еще в феврале 2017 года, и все это время главным городом Волыни руководил секретарь горсовета.
Комментарии: 1
Дебилы не могут жить хорошо ! Выбрать мэром того, кого может уже закопали !!!!! Кретины !!!