Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Унесенные блогом. Как харьковские чиновники теряют репутацию в соцсетях

Аккаунты или страницы в соцсетях есть практически у каждого топ-чиновника.

Дональд Трамп стал президентом США во многом благодаря грамотной кампании в соцсетях. Примеру американского лидера пытаются следовать и харьковские топ-чиновники. У большинства из них есть странички в Facebook, однако блогосфера пока приносит губернатору, мэру и их подчиненным больше хлопот, чем славы.

У главного архитектора города Сергея Чечельницкого страницы в соцсети нет. Однако разгоревшийся в Facebook скандал серьезно пошатнул его репутацию. Кампания, развернутая в соцсетях против его предложения поставить на площади Свободы колонну с ангелом, привела к тому, что мэр вынужден был рассматривать петицию с требованием отправить Чечельницкого в отставку. Пока что ответ отрицательный, но сам случай стал прецедентом.

Уволить через соцсеть

5 тысяч голосов на сайте горсовета за отставку Сергея Чечельницкого были собраны в основном благодаря активной кампании в Facebook Дмитрия Булаха, инициатора увольнения главного архитектора. Его агитация за отмену результатов конкурса на памятный знак, начатая в той же соцсети, привела к вполне «несетевым» результатам: правомерность победы Чечельницкого рассматривает суд. Однако в горсовете с мнением фейсбучного сообщества пока не соглашаются – главный архитектор продолжает работать.

Основания для увольнения Чечельницкого Сергея Георгиевича с занимаемой должности отсутствуют, – ответил на петицию секретарь горсовета Александр Новак.

Волна негодования, поднятая в Facebook, не могла пройти мимо Геннадия Кернеса, несмотря на то, что сам он предпочитает Instagram, а в Facebook даже не имеет аккаунта, только официальную страницу.

Мы рассказываем мэру о публикациях в соцсетях, если есть что-то интересное. Для него регулярно готовят отчет, – сообщил «ХН» директор Департамента по делам информации горсовета Юрий Сидоренко.

Фейсбучные победы оппозиции хоть и пошатнули твердыню горсовета, но пока не могут вынудить мэра пойти на поводу у сетевой публики.

Для Кернеса это репутационный вопрос, – полагает известный харьковский блогер Александр Костенко. – Он не хочет создавать прецедент, когда благодаря социальным сетям стало возможно давление общественности на городскую власть. Пока что влияние блогосферы в Харькове – в зачаточном состоянии.

В Харькове всего один прецедент, когда чиновника уволили после скандала в Facebook. В прошлом году специалист пресс-службы КП «Харьковводоканала» Николай Иванов отличился в комментарии под постом Харьковского антикоррупционного центра о завышенных ценах на закупку флагов коммунального предприятия. «А ниче страшного, что речь идет о фирменных флагах, логотипе компании и гербе города?!?!?!?!? Посмотрите, пожалуйста, сколько они стоят, а не эти ваши желто-блакытни тряпки», – гневно написал молодой сотрудник.

Николай не стал молчать и выдал то, о чем мечтают хотя бы раз в публичной плоскости сказать практически все, кто работает в харьковских КП и Харьковском горсовете, – прокомментировал высказывание оппонента эксперт АКЦ Евгений Лисичкин.

«Желто-блакытни тряпки» стоили Николаю рабочего места. Вскоре после скандала его уволили. Впрочем, он был чиновником нижнего звена, таким же «мастодонтам», как Чечельницкий, фейсбучные скандалы пока нипочем.

Стиль стенгазеты

Аккаунты или страницы в соцсетях есть практически у каждого топ-чиновника Харькова. Геннадий Кернес, к примеру, известен как активный пользователь Instagram под ником У него 128 тысяч подписчиков. Раньше мэр намного чаще постил фотографии и общался с подписчиками. После ранения в 2014 году забросил блогерство – последнее фото в Instagram опубликовано 10 недель назад. Подписчики, несмотря на это, продолжают оставлять под фотографиями комментарии – в основном, просят починить крыши или снизить тарифы.

Все обращения, даже в соцсетях, обязательно попадают на рассмотрение в профильные департаменты, – заявляет Юрий Сидоренко.

В былые времена мэр сам находил, что ответить подписчикам. Нельзя сказать, чтобы он был вежлив. Например, замечания об отсутствии в Харькове нормальной пожарной техники Кернес прокомментировал так: «Ты сегодня ели пальцем в ж...у попал, а думаешь про огонь, тебе надо думать про воду, где палец вымыть» (орфография и пунктуация сохранены – прим. «ХН»). Сейчас на странице – никакой нестандартной лексики – тишь, благодать, фотографии у елки. И лишь изредка будоражат медийное пространство старые совместные фотографии с российским сенатором Александром Шишкиным, личным другом мэра.

Официальная страница мэра в Facebook, похоже, им самим не ведется – она наполнена в основном перепостами новостей с сайта мэрии. Примерно по такому же пути пошли главы райадминистраций Максим Мусеев и Татьяна Цибульник, а также большинство депутатов горсовета от «Відродження» и служащих райадминистраций.

Зачастую вот эти аккаунты ведутся, как стенгазета, как что-то совершенно советское. Это делается для руководства, чтобы отчитаться, чтобы их заметили, увидели, лайкнули. И чем на более провинциальный уровень мы будем спускаться, тем больше там ментальных пережитков. Партия сказала, надо зарегистрироваться в «Инстаграме» – он зарегистрировался, – прокомментировал «ХН» политолог Антон Авксентьев.

Однако даже среди такой тотальной осторожности случаются проколы. Харьковским пользователям Facebook запомнился скандал, связанный с замглавы Коминтерновской райадминистрации Денисом Дорожкиным, который однажды посвятил целый рабочий день переписке с журналистами, обвинившими его в том, что он сидит в соцсетях в рабочее время.

Губернатор банит недовольных

В облгосадминистрации к соцсетям также относятся осторожно, но и областных чиновников это не спасает от сетевых скандалов. Игорь Райнин в бытность губернатором и сейчас, на посту главы администрации президента, избегает публичности, и пока нигде не зарегистрировался. Его преемница Юлия Светличная завела блог в Facebook. Ее стиль вполне вписывается в блогерскую манеру «чиновника обыкновенного»: отчеты об официальных мероприятиях и фото с сайта ХОГА.

Конечно, Светличная со мной по соцсетям консультируется. Она достаточно прагматичный и конкретный человек, не склонный к беллетристике, она ее не воспринимает. И ее посты тоже максимально конкретны, – рассказал «ХН» внештатный советник губернатора Юрий Чевордов.

По его словам, все посты Светличная пишет сама, однако был случай, когда блогеры заподозрили, что ее страницу ведет кто-то другой. 8 декабря 2016 года на ней появилась запись: «Бюджет Харьковской области на 2017 год принят!». В это время шла сессия облсовета, депутаты еще даже не приступили к рассмотрению этого вопроса. «Как это понимать? Уже все решено без нас?», – отреагировал на пост депутат Сергей Щербань. Через полчаса запись исчезла. Можно предположить одно из двух: либо губернатор совсем не следила за ходом сессии, а вместо этого сидела в соцсети, либо ее помощники, которые ведут страницу, поторопились.

unnamed-1-1

Не приемлет Юлия Светличная и оппонентов в своем блоге. Все комментарии к ее постам в Facebook – исключительно хвалебные, а неугодные комментаторы тут же отправляются в бан. Так случилось, например, с корреспондентом «ХН» Еленой Гетьманенко, которая под постом о посещении дома ребенка № 3 написала о том, что губернатор пробыла там от силы 15 минут и уехала сразу после фотосессии. Ее забанили тут же, комментарий исчез со страницы.

В социальных сетях чиновники ведут себя так, как привыкли вести во властных кабинетах. Пока у них нет понимания того, что пространство Facebook – место, открытое для споров и дискуссий, и привычный командный тон, запреты и даже бан не способны поменять мнение блогосферы о тех или иных персоналиях.

У нас большинство чиновников не совсем понимают, что такое соцсети и как с ними себя вести, они этого боятся. Особенно старые номенклатурщики, которые царями в креслах сидели 30 лет, и тут им надо отвечать на какие-то вопросы, – говорит Александр Костенко.

Однако скандалы, в которые попадают политики в соцсетях, все труднее скрывать, а мнение блогеров, если пока и не может сдвинуть с кресла чиновника, плюющего на общественное мнение, уже способно изменить это самое мнение о чиновнике и его начальстве. Благодаря соцсетям влияние гражданского общества на политику будет расти, и даже в Харькове не смогут с этим не считаться.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.