Что дали Харькову пять мэров Независимости
За 26 лет независимой Украины Харьковским горсоветом руководили пять председателей. «ХН» вспомнила самые важные провалы и достижения каждого из них.
До 1990 года председателя Харьковского горисполкома выбирали депутаты. С момента обретения Украиной независимости харьковчане сами стали голосовать за градоначальника. С того же времени прижилось и название самой важной должности города – председателей начали называть на американский манер «мэр». Первым всенародно избранным мэром стал Евгений Кушнарев. На посту его сменяли Михаил Пилипчук, Владимир Шумилкин, Михаил Добкин и Геннадий Кернес.
Евгений Кушнарев: 1990–1996
Евгений Кушнарев победил на первых демократических выборах городского головы. До этого времени он активно строил партийную карьеру, но в 1991 году осудил московский путч и стал уже мэром Харькова в независимой Украине. Ему предстояло переставить орган управления городом на новые рельсы. Именно при Кушнареве у Харькова появился свой герб.
Как и последующие за ним градоначальники, Евгений Кушнарев считал своим главным пиар-проектом строительство метро. К концу каденции в 1995 году он торжественно перерезает ленты на первых пяти станциях Алексеевской линии. В начале 90-х строить уже не так просто, как в 80-х.
– Я работал с восемью градоначальниками, – вспоминает Константин Шердиц, который при Кушнареве возглавлял городское управление культуры. – В начале 90-х было труднее всего. Не было товаров, было очень трудно с деньгами, случались «табачные бунты». Но в это время мы не закрыли ни одно учреждение культуры, удалось даже открыть музей Шульженко и дом Чичибабина.
А еще Евгений Кушнарев прославился тем, что стал «крестным отцом» рынка возле метро «Академика Барабашова». Он не только дал землю Александру Фельдману, но еще и выдал ему 50 миллионов карбованцев из городского бюджета.
Михаил Пилипчук: 1996–2002
Из всех харьковских градоначальников эпохи независимости тяжелее всего пришлось второму мэру, Михаилу Пилипчуку. Все запасы, которые оставались от СССР, были успешно съедены, рост экономики середины 90-х закончился объявленным в России дефолтом 1998 года, который рикошетом ударил по Украине. Ни о каком строительстве новых станций метро речь уже не шла. Но удержать город на плаву Пилипчуку удалось.
Харьковчанам Михаил Пилипчук запомнился тем, что учредил звание «Почетный гражданин города Харькова». Благодаря его дружбе с известными актрисами Людмилой Гурченко и Натальей Фатеевой, бывшими харьковчанками, в город начали часто приезжать известные артисты. Примечательно, но именно в кризисные годы, при Пилипчуке, в Харькове запустили пилотный для Украины проект реконструкции пятиэтажек. Но развития начинание не получило.
В Харьковском антикоррупционном центре считают, что Михаил Пилипчук был самым честным мэром Харькова.
– Если проанализировать деятельность всех других мэров, то мы видим, что после ухода с должности и Добкин, и его предшественник Шумилкин увеличили свои активы. Пилипчук же ничего не нажил на своей работе, кроме репутации. Он – довольно простой человек, его даже можно встретить в метро, – рассказал «ХН» глава правления ХАЦ Дмитрий Булах.
Во время мэрства Пилипчука много внимания уделялось реконструкции сгоревшего театра им. Пушкина, который открыли уже при следующем градоначальнике.
Владимир Шумилкин: 2002–2006
Владимир Шумилкин, как и его предшественники, сделал карьеру в Компартии, в мэрское кресло пришел с должности зампредседателя ХОГА. К 2002 году экономика страны начала немного оживать и бюджетные поступления уже позволили понемногу ремонтировать дороги и освещать улицы. Впрочем, первый год мэрства Шумилкина харьковчане оценили на «удовлетворительно».
– Среди положительного в работе городского головы харьковчане называют наличие горячей воды в домах, нормальное отопление, улучшения в освещении города, – говорил в 2003-м году Евгений Шаповал, член Харьковского областного отделения Комитета избирателей Украины, которое проводило опрос. – Плохое состояние дорог и мусор в городе, по словам избирателей, говорят не в пользу нынешнего мэра.
В 2004-м Шумилкину под празднование 350-летия Харькова удалось получить серьезные субвенции из госбюджета, за счет которых был реконструирован проспект Ленина (сейчас – Науки), и частично – Госпром и Каскад. К этому событию приурочили открытие двух станций метро – «Ботанический сад» и «23 Августа», строительство которых активно лоббировал губернатор Евгений Кушнарев. Тогда же в Харькове появляется первый и единственный по сегодняшний день конный памятник. Козака Харько городу подарил известный российский скульптор Зураб Церетели – тогда в городе разразился первый скандал вокруг памятника: жители Павлова Поля жаловались, что вынуждены смотреть коню под хвост, когда едут в центр.
Именно со времен Шумилкина в Харькове появляется традиция масштабно праздновать День города и Новый год на площади Свободы.
Михаил Добкин: 2006–2010
Добкин стал первым мэром, который пришел в горсовет не из партии, а из бизнеса. В 1998 году частный предприниматель становится депутатом харьковского горсовета, а в 2006-м тогда уже депутат ВР выигрывает выборы у Шумилкина. Предвыборный ролик Добкина, который спустя несколько лет попал в интернет, сделал из молодого градоначальника всеукраинское посмешище – в основном благодаря фразам руководителя его избирательной кампании Геннадия Кернеса.
Добкин выиграл благодаря обещанию не повышать тарифы на коммуналку. Однако обещание это не сдержал – уже через полгода повысил их в первый раз, в 2008-м – во второй. Зато много внимания уделялось внешнему «облагораживанию» – эту практику продолжит и Геннадий Кернес, сменивший Добкина на посту. Многие харьковчане вспоминают – тогда город стал красивее.
– Тогда случился такой отрыв от Советского Союза, Харьков был серым, и стал понемногу преображаться, превращаться в пусть и не совсем, но европейский город. В 2006 году началась реконструкция филармонии, и это было самое главное событие для меня, – вспоминает директор харьковской филармонии Юрий Янко.
Многое из того, что начинал Добкин, продолжил вслед за ним и Геннадий Кернес. Например, установку лавочек и детских площадок. Тогда же была «учреждена» скандально известная на всю Украину кооперативная схема выделения земли.
– Распил земли, тотальный и безжалостный для города, зародился именно при Добкине, а при Кернесе приобрел уже больший масштаб. Тогда город, по большому счету, лишился Лесопарка, – говорит Дмитрий Булах.
Именно по инициативе Добкина было создано КП «Жилкомсервис», которое заменило ЖЭКи и стало одним из самых непрозрачных в городе.
Геннадий Кернес: с 2010-го по сей день
На сегодняшний день Геннадий Кернес – единственный градоначальник Харькова, который исполняет свои обязанности уже вторую каденцию. Хотя выборы в 2010-м году он выиграл едва-едва, опередив соперника, Арсена Авакова, менее чем на 1 %.
«Фишкой» Кернеса на посту мэра стали масштабные перестройки городского пространства. Во многом ему помог чемпионат Европы по футболу в 2012 году, когда в принимающий город пришло много субвенций из Киева. Был отремонтирован проспект Гагарина, начата реконструкция парка им. Горького. Последний проект стал визитной карточкой Кернеса, однако за красивым фасадом скрывается правда о том, что на реконструкцию пришлось взять в долг 20 миллионов евро. Парк до сих пор тянет деньги из бюджета на обслуживание кредита.
– Кредит был взят под залог коммунального имущества – а именно метрополитена. Как бы ни получилось так, что одним утром харьковчане останутся без подвижного состава или оборудования метрополитена, – заявил депутат горсовета Игорь Черняк.
2014 год стал большим репутационным ударом для Геннадия Кернеса. Член «Партии регионов», он был активным противником Майдана, выступал на харьковском антимайдане перед тем, как «титушки» из Белгорода разгромили облгосадминистрацию, его подозревают также в организации поездок бойцов в Киев на Майдан.
Однако в этот раз прозорливый всегда мэр Харькова поставил не на ту лошадку. После бегства Януковича он поменял вектор и сейчас высказывает максимальную лояльность к президенту Петру Порошенко и губернатору Юлии Светличной. Пока что темным пятном остается покушение на Кернеса в апреле 2014 года, которое чуть не стоило ему жизни и приковало к инвалидному креслу. История этого мэра еще написана не до конца, многие точки в ней должны поставить прокуратура и правоохранительные органы.