Узурпация под видом децентрализации
В Кабмине посчитали, что благодаря децентрализации местные общины существенно увеличили свои бюджеты. С этим сложно не согласиться. Ведь именно благодаря этим средствам во многих небольших городах и поселках впервые за долгие годы начали ремонтировать дороги, детские сады и школы, освещать улицы. Казалось бы – вот она, децентрализация в действии.
Впрочем, достаточно посмотреть на идею с другой стороны, как сразу напрашивается другой вывод – радоваться местные общины будут недолго. Ведь, не предоставив полноты полномочий, правительство «повесило» на них ряд новых расходов, а именно оплату жилищно-коммунальных услуг образовательных и медицинских учреждений, а также зарплату административно-техническому персоналу.
Основной аргумент Кабмина – в местных бюджетах есть деньги на эти расходы и такая инициатива научит местную власть экономить. В первую очередь на энергоносителях. Убедительная идея. Но только в том случае, если не углубляться в реалии жизни современных украинских маленьких городов и поселков. Ведь во время необъявленной войны, которая повлекла экономический кризис, база налогообложения на местах постоянно уменьшается. Что это значит для общин? Вот всего несколько красноречивых цифр. Харькову такое нововведение будет стоить минус 1, 2 миллиарда гривен в год, Запорожью – 800 миллионов, Львову – 400 миллионов, Николаеву – 200 миллионов, Белой Церкви – самому большому городу Киевщины – 51 миллион гривен, Глухову – 22 миллиона. Не станет ли это финансовое бремя непосильной ношей для городов? Где местная власть будет брать деньги?
Вряд ли отважится на радикальные шаги – сокращение отопительного периода и уменьшение продолжительности учебного процесса. Власть вынуждена будет закрыть дыры путем опустошения бюджетов развития, которые есть в городах. А теперь давайте посчитаем. Бюджет развития Николаева в 2016 году составил около 500 миллионов гривен. То есть теперь в 2017 году он похудеет как минимум в два с половиной раза. На практике это означает, что местная власть вынуждена будет отказаться от ремонта дорог и освещения улиц, покупки инвентаря в школы и медоборудования в больницы. Благодаря аккумулированным средствам власть города оздоровила в три раза больше детей, чем в прошлые годы. Уже в следующем году от этих шагов придется отказаться.
Во Львове бюджет развития 2016 года составил около 1, 2 миллиарда гривен. Теперь он «похудеет» на 400 миллионов гривен. В этом году такую же сумму городская власть потратила на капремонт жилищного фонда, строительство, реставрацию памятников культуры и так далее. В Запорожье в 2017- м году свернут программы стимулирования создания ОСББ (поощрение состояло в ремонте дома, жители которого создавали ОСББ), ведь деньги на это в 2017 году пойдут на погашение последствий инициативы Кабмина. Не запланирована на следующий год и покупка медицинского оборудования (в 2016 году на это потратили 100 миллионов гривен). Придется местной власти и замедлить темпы строительства второго терминала аэропорта, на которые нужны около 700 миллионов гривен (200 миллионов из которых выделяет город, остальные – деньги центрального бюджета).
Бюджет развития Харькова в 2016 году составил 2 миллиарда 966 миллионов гривен. Уже в следующем году почти половину этой суммы городские власти вынуждены будут отдать не на развитие города, а на оплату расходов.
В небольших городах такая инициатива вообще может окончиться катастрофой. В Белой Церкви, например, в этом году бюджет развития составил почти 158 миллионов гривен. За эти деньги власть отремонтировала крыши в школах и заменила там окна, достроила детский сад, купила медоборудование и компьютерную технику в больницы. Эти проекты придется свернуть, потому что в следующем году львиная доля доходов пойдет на покрытие новых расходов. В городе прогнозируют, что бюджет развития 2017 года составит всего 5, 4 миллиона гривен.
Фактически, местная власть, которая должна была получить полномочия, а вместе с ними и свободу действий, вынуждена будет отказываться от важных социальных программ и инфраструктурных проектов, чтобы оплатить дополнительные расходы, которые на нее возложило правительство. И если большие города еще смогут выйти из ситуации, то для маленьких такие нововведение будут катастрофическими, ведь их бюджеты намного меньше, и год они закроют с минусом. В Киевской области уже в следующем году таких городов может быть семь. Беспомощно разводит руками и местная власть Глухова на Сумщине. В 2016 году, имея 10 миллионов гривен на развитие, в городе впервые смогли обновить медицинское оборудование больницы и наконец- то отремонтировали дырявые крыши в детских садах. Но на 2017- й год власть заложила в бюджет развития всего три миллиона. Это тот минимум, без которого город просто не сможет функционировать. Но и развиваться он тоже не будет. А озвученных 22 миллионов на покрытие новых расходов там просто нет.
Это действительно тот эффект, которого хотела достичь власть, запуская децентрализацию? Наверное, в Кабмине такое развитие событий предусмотрели. И чтобы предотвратить финансовый коллапс, обратились к еще одной идее – аккумулировали почти 15 миллиардов гривен, чтобы покрыть расходы небольших городов. В дополнениях к бюджету даже расписаны плановые цифры по территориям.
Но практика показывает, что на самом деле деньги будут распределяться в ручном режиме. А значит, по сути, правительство делает мэров городов зависимыми от глав областных администраций. Если Владимир Гройсман хотел сделать мэров рабами, он достиг своей цели. Как тут не сказать про пресловутый админресурс? Ведь именно так он себя проявляет. А если вспомнить, что следующий год может быть выборным, то эта ситуация абсолютного контроля над местной властью начинает играть новыми красками. То есть происходит ничто иное, как узурпация власти под благими лозунгами децентрализации.