Хранители культуры. УАПЦ и греко-католики создают единую поместную церковь
Харьковско-Полтавская епархия Украинской автокефальной православной церкви вот уже 25 лет является центром национальной культуры. Сегодня представители конфессии развивают науку и поддерживают украинскую армию, а свое будущее видят в составе единой поместной церкви киевской традиции.
Хранят традиции украинского духовенства
Харьковско-Полтавская епархия Украинской автокефальной православной церкви стала одной из первых, кто в 2015 году сделал реальный шаг навстречу созданию единой поместной украинской церкви. Этот жест был отчасти вынужденным – митрополит Антоний, возглавивший УАПЦ в диаспоре, отказался принять в свою юрисдикцию УАПЦ в Украине. Он порекомендовал украинской ветви УАПЦ объединяться с УПЦ КП.
«Тогда, в 2015 году, на своем соборе мы решили объединиться – но с Украинской греко-католической церковью. К счастью, наше обращение поддержал епископат этой конфессии. И сейчас идет процесс взаимного сближения церквей», – рассказывает глава Харьковско-Полтавской епархии архиепископ Игорь (Исиченко).
Казалось бы, объединение православных и католиков восточного обряда, решение более чем логичное. Обе конфессии бережно хранят традиции именно украинского духовенства. Но сближение не на шутку испугало некоторых автокефальных священников – в результате отделилась значительная часть епархии, только в Харьковской области четыре прихода.
«Это оттолкнуло тех отцов, которые побоялись идти вперед, опасались потерять паству и хотели, чтобы все осталось в привычном русле: чтобы бабушки продолжали ходить в церковь», – иронично отмечает владыка.
Впрочем, это не единственная потеря за 25 лет существования автокефальной церкви в Харькове: во время президентства Леонида Кравчука было отобрано епархиальное управление на улице Семинарской (в прошлом – ул. Володарского), а при Викторе Ющенко был организован переход в УПЦ КП Иоанно-Богословской церкви. Это всерьез и надолго охладило отношения между руководством двух православных епархий в Харьковской области. Впрочем, сегодня давний конфликт не мешает главам этих церквей сообща молиться о мире в Украине. Хотя позиция владыки Игоря по поводу взаимоотношений духовенства и власти неизменна: церковь должна быть свободной и не служить никому, кроме Бога.
Сегодня епархия УАПЦ представлена Свято-Дмитриевским собором (до того, как в нем похозяйничали коммунисты, святыня была одним из украшений Харькова – Ред.) на Полтавском шляхе, и тремя приходами в области. В селе Мурафа Краснокутского района прихожане построили новый Свято-Николаевский храм. Скромный, зато своими силами, подчеркивает архиепископ. В селе Глушковка Купянского района местный священник переоборудовал под церковь Рождества Пресвятой Богородицы здание старой школы.
На вопрос о числе прихожан епархии, владыка Игорь лишь разводит руками:
«Это неразрешимый вопрос, на который я бы сам хотел знать ответ. На самые большие праздники – Рождество, Пасху, Троицу – церковь переполнена, на обычную воскресную службу приходит около полутора сотен прихожан», – отмечает архиепископ.
Организовывают научные конференции
С тех пор, как в 1991 году в Харькове возродилась Автокефальная церковь (отсчет истории Харьковско-Полтавской епархии прихожане ведут от 27 июля 1942 года, когда было провозглашено объединение Харьковско-Полтавской епархии и УАПЦ – Ред.), она стала центром духовной, культурной и научной жизни украинского сообщества. И не мудрено – украинскую интеллигенцию, словно магнитом, притягивает личность архиепископа Игоря (Исиченко), человека энциклопедических знаний, который является профессором Харьковского национального университета имени Каразина и Киево-Могилянской академии. Поэтому среди прихожан епархии немало ученых и преподавателей вузов, есть писатели и журналисты.
К слову, огромную роль в создании прихода в 1991 году сыграл патриарх УАПЦ Мстислав (Скрыпник), родной племянник Симона Петлюры, приехавший в Харьков из США. Именно он помог передать Иоанно-Богословский храм общине, а спустя год провел свою последнюю службу в Свято-Дмитриевской церкви. Имя патриарха Мстислава носит коллегия, действующая при епархии.
«Мы планируем открыть в следующем учебном году на базе нашего учебного заведения совместно с Украинским католическим университетом заочный богословский факультет. У нас много совместных проектов с Институтом литературы НАН Украины, Харьковским литературным музеем, издательством «Акта» – проводим масштабные научные конференции, на которые съезжаются ученые со всей Украины и из-за рубежа. Выпустили научный сборник, посвященный 900-летию «Повести временных лет» и роли Нестора Летописца в украинской литературе, на подходе публикация научных работ, посвященных Борису и Глебу – о культе этих святых и их месте в украинской ментальности» – неспешно рассказывает владыка Игорь.
Впрочем, деятельность епархии не ограничивается научными конференциями. Во время Революции достоинства священники автокефальной церкви участвовали на службах на Майдане, а прихожане собирали средства и вещи, чтобы поддержать протестующих. После начала боевых действий на Донбассе духовенство епархии отправилось на фронт: сегодня в зоне АТО служат два капеллана.
«Сейчас главная задача – это помощь армии. Мы собираем средства во всех наших приходах, закупаем необходимое и ежемесячно отправляем на фронт. Наше сестринство опекает сиротские приюты, помогает бездомным, раздает малоимущим вещи. Была идея организовать кормление бездомных, но, к сожалению, до сих пор не все церковные помещения принадлежат храму. Недавно в одном из них хотели продавать пиво. К чести местных властей, этот скандал удалось разрешить», – подчеркнул владыка Игорь.
Начало серии материалов о религиозных общинах нашего города читайте в №№ 28-31.