Александр Элькин: «В Финляндии 50 % выпускников идут в ПТУ»
Основатель образовательного проекта EdCamp Ukraine Александр Элькин рассказал «Харьковской неделе», как в Финляндии проходят уроки, почему выпускники стремятся поступить в ПТУ, а молодежь мечтает о женах и мужьях с профессией педагога.
В декабре прошлого года 20 украинских учителей благодаря программе EdCamp Ukraine «ЕдМандри» побывали в Финляндии. Уже 18 февраля группа финских педагогов приедет в Украину, чтобы за 7 дней работы на примере одной школы показать, как можно приблизить украинское образование к финскому стандарту, который считается одним из лучших в мире.
«Культ учителя»
– Александр, почему вы решили брать пример с Финляндии?
– У Финляндии и Украины очень много общего. Это страна, которая тоже долгие годы была лишена независимости – сначала жила под Шведским патронатом, потом 100 лет под властью Российской империи и только в 1917 году добилась независимости. Она сталкивалась с разными проблемами, в том числе и в образовании. Предпосылки скачка, который произошел, были заложены еще в 1970-е годы. Именно тогда они решили сделать ставку на образование. Это дало результаты – сейчас в мировых рейтингах страна занимает первые места по уровню подготовки школьников. Финляндия – это одна из лучших стран для материнства, она известна достижениями в науке и технологиях. Все эти вещи, которые выходят за рамки школы, дают нам основания считать, что образование может быть драйвером успешного общества.
– С чего все начиналось тогда, в 70-х?
– Финны начали с очень простых вещей. Первое, что они сделали, – ввели бесплатные обеды для всех школьников и решили первую проблему – школы стали посещать. Ведь не все дети ходили в школу. Сейчас питанию по-прежнему уделяют много внимания. Обеды в школе приучают детей к полезным и здоровым продуктам. В финской школе нельзя, как в Америке например, купить фаст-фуд или кока-колу, съесть шоколадный батончик.
Второй шаг – и самый главный – они отозвали лицензии на подготовку будущих педагогов у всех учебных заведений. Новые университеты, которые имеют эту лицензию, равномерно распределены по стране. Где бы ты ни жил – в Лапландии или возле центрального вокзала столицы – ты получаешь равные возможности для образования. В Финляндии почти нет частных школ, потому что в них нет смысла. Все учителя в Финляндии уважаемы и компетентны.
– А почему учитель в Финляндии уважаем? У педагогов высокие зарплаты?
– Стать учителем в Финляндии непросто – конкурс около десяти человек на место. Большой конкурс! Гендерный дисбаланс у них, кстати, тоже сохраняется – женщины доминируют в этой профессии, их 60 % где-то, но не как у нас 85 %. Уровень зарплаты педагога – средний по стране. Нельзя сказать, что в бизнесе ты будешь зарабатывать меньше, чем в школе. Конечно, можно иметь более успешную в плане финансов карьеру. Но культ учителя большой. В Финляндии провели исследование, во время которого у молодых людей спрашивали, какая профессия должна быть у их будущих мужей или жен. Первое место занимает профессия учителя – наряду с профессией врача.
Учитель имеет преференции от государства – например, может без проблем получить кредит. Главное – большая свобода деятельности. У него нет такого груза контроля, как в Украине. Педагогу доверяют, никто не спрашивает о его планах, не заставляет делать ворох отчетов. К сожалению, в Украине все пока не так, но реформа идет и все меняется.
«Самой старшей ученице было 73 года»
– Сколько лет учатся финские дети? И как происходит сам процесс?
– Школа традиционно делится на младшую, среднюю и старшую, учатся столько же, сколько и у нас – 12 лет. Старшая школа бывает двух типов, в зависимости от того, куда дальше хочет развиваться ученик/ ученица: поступать в университет или получать профтехобразование. В отличие от Украины, в Финляндии профтехобразование не стигматизировано. У нас считается, что ты неудачник/ неудачница, если пошел/ пошла в ПТУ. А в Финляндии 50 % выпускников идут в ПТУ. И это не обязательно те, кто занят низкоквалифицированным трудом, часто это даже айтишники. Это и есть главная финская особенность – разнообразие образовательных возможностей. Выбрав абсолютно разные маршруты, ты можешь достичь успеха.
– А как проходят уроки?
– Часто два учителя ведут один урок, например химию и биологию. Мир вокруг нас сложный, рассматривая его явления, иногда сложно понять, что это – математика, физика или психология. А часто все вместе. Очень используемым является проектный метод работы, когда для решения одной задачи нужно применить знания из разных сфер жизни.
– У финнов есть тесты и экзамены?
– Есть единственный тест, который школьники сдают в конце 12 класса, это наш аналог ВНО. И оценки есть в финской школе, от 4 до 10, средняя – 8. Что еще очень привлекательно в Финляндии – информатизация всего образования. У них есть единая система по всей стране с информацией по всем школам. Доступ к статусу ученика/ ученицы имеют только родители и они сами. Статус по итогам урока может содержать не только оценку, но и много других – не менее важных – моментов: уровень участия, коммуникабельность, проявленные качества. И такая описательная оценка дается по каждому ребенку как маяк, а не как метод устрашения и угроз.
– Учатся в школе только дети?
– Мы были и в школах для взрослых – это очень развито в Финляндии. Туда ходят те, кто по разным причинам перестает учиться, и люди, которые приезжают из других стран. Мы были в одной школе в пригороде Хельсинки, где самой старшей ученице было 73 года. Она просто хотела получить знания по некоторым предметам. Это все бесплатно.
– Сейчас многие родители жалуются на то, что им приходится учиться вместе с детьми – программа очень сложная, вся семья помогает делать домашние задания. В Финляндии родители помогают детям с уроками?
– Я хочу развеять миф о том, что в Финляндии меньше нагрузка. В Финляндии дети тоже не по три урока сидят в школе, но там меньше акцент на домашних заданиях. Родители принимают большое участие в жизни школы. В Финляндии школа – это центр общины, центр жизни. Родители находятся в процессе сотворчества: вместе проводят дискуссии, устраивают праздники, какие-то забеги с учителями и детьми, решают задачи на уровне населенного пункта, в котором они живут.
«Реформа школы – задача на десятилетия»
– Сейчас большая проблема украинских школ – буллинг, травля одних учеников другими. Финны сталкиваются с этим?
– Самый главный вызов для финских школ сейчас – возрастающая миграция. Для них очень важно создавать толерантную атмосферу. Мне кажется, у буллинга и конфликтов на почве миграции один корень – незнание. Когда я не понимаю, почему человек ведет себя по-другому, он не похож на меня – это вызывает агрессию. Все эти проблемы – от недопонимания, недостатка коммуникации, необразованности. Кстати, EdCamp Ukraine третий год мониторит школьные учебники на предмет наличия в них дискриминации. Это вероисповедание, возраст, гендер, инвалидность.
– Находили примеры?
– К сожалению, их пока очень много. Например, иллюстрация в учебнике: мальчик и папа смотрят телевизор, девочка что-то вяжет с бабушкой, а мама подает всем чай. Это стереотипные роли. Или, например, вы видите в учебниках картинки, где занимаются строительством или вытачивают какие-то детали только мальчики. Финны это побороли. У них на уроках ведения домашнего хозяйства вышивают и пилят все – и мальчики, и девочки. И в Украине так тоже скоро будет: с этого года все учебники, напечатанные за государственные деньги, проходят обязательную антидискриминационную экспертизу.
– Сколько лет нам понадобится, чтобы наше образование стало таким же хорошим?
– В Финляндии помните – когда все начиналось? В 70-е годы. Для эффективных изменений в образовании нужно минимум 6 лет устойчивой политической воли. Реформа украинской школы – задача на десятилетия.