Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

E-спектакль. Перейдут ли харьковские театры в режим онлайн?

Фото: Сергій Козлов/KHARKIV Today
В областном совете предлагают актерам создавать интернет-спектакли.

Искать зрителей в интернете предлагают харьковским режиссерам и актерам депутаты областного совета. Поскольку вживую театры работать не могут, им советуют снять спектакль на видео и продавать на них электронные билеты. Но театральное сообщество к предложению отнеслось иронично.

Харьков – единственный в Украине областной центр, где театрам официально запретили работать оффлайн. Но художники находят способ обойти решение Совета безопасности и обороны, создают коллаборации и устраивают спектакли в необычных местах. От идеи облсовета перевести театральную жизнь в онлайн-формат артисты не в восторге. По их мнению, будущее харьковского театра — на сцене, а не в интернете.

Театр в пересказе и по телефону

В ходе полномасштабной войны харьковские театры фактически прекратили полноценную работу. Сначала она была невозможна из-за постоянных обстрелов, а когда они стали эпизодическими — Совет безопасности и оборотни просто запретил давать спектакли  в большинстве театральных помещений. Формальная причина — отсутствие сертифицированных убежищ.

Это решение беспрецедентное для Украины, ведь даже в Херсоне, который обстреливается из полевой артиллерии, осенью 2023 года начался театральный сезон. Работают театры в Николаеве и Запорожье, где ситуация с безопасностью — такая же, как и в Харькове (различна разве что по прилетам С-300 с территории России), однако местные Советы безопасности и обороны и не думали запрещать деятельность театров.

Театральные учреждения Харькова преимущественно являются собственностью областного совета, именно депутаты на сессиях назначают и руководителей театральных коллективов. Недавно этих руководителей собрала на совещании заместитель председателя облсовета Валерия Дзюба и предложила работать онлайн, поскольку как-то работать надо. Билеты на онлайн-спектакли, по плану замглавы облсовета, нужно распространять через единую е-афишу.

мураєва
Валерия Дзюба предлагает переходить в онлайн. Фото: Харьковский облсовет

"Это позволит сохранить труппы и репертуар театров, обновить его, получать деньги, пользуясь "электронной покупкой" билетов на наши онлайн-спектакли, даст возможность зрителю в любых уголках мира наслаждаться мастерством харьковских актеров, наработками харьковских культурных деятелей, а также — остаться весомой составляющей культурного фронта Украины", — сказала Валерия Дзюба.

Это предложение вызвало бурную реакцию в художественном сообществе. Театральные паблики взвились мемами на эту тему, корреспонденты шутили о театре по телефону, а известный харьковский актер Вячеслав Гиндин даже придумал тематический анекдот:

"С целью спасти театры города Х от предлагавшегося ранее забвения нами была разработана система "Театральное предание". Так, зрители, посмотревшие спектакль годами раньше, теперь могут рассказать другим, о чем он был. А наиболее понравившийся — и нарисовать" , — пошутил артист на своей странице в Facebook.

театр
Из группы "Театральная рыбалка" в Facebook

В ответ на такую реакцию в облсовете вынуждены были выходить из объяснениями. В прямом эфире радио "Накипіло"  Дзюба объяснила: никого насильно не будут загонять в онлайн-формат. Спектакли в сети интернет — ее собственная инициатива, своеобразный эксперимент, к которому заместитель председателя облсовета предлагает добровольно приобщиться  театральным коллективам. Оборудование, необходимое для записи онлайн-спектаклей, у театров нет, но, по словам Дзюбы, есть договоренность с определенными организациями, которые готовы бесплатно его предоставить.

"У нас в театрах нет имеющегося оборудования, но оно есть и в Харькове, и вне Харькова, и мы обсуждали с владельцами, что они нам помогут в начале. Режиссеры предложат свое представление, мы пробно его отснимем, а дальше будем общаться с международными организациями и говорить о грантах", — рассказала Валерия Дзюба.

По ее плану, до февраля следующего года неплохо было бы отснять по одному спектаклю в каждом из государственных театров, а затем искать гранты и создавать единую платформу, где будут проходить эти спектакли, а электронные билеты на них продавать всем желающим.

Зачем создавать подземную филармонию?

Пока в коридорах власти речь не идет о том, чтобы просто отменить запрет Совета безопасности и обороны на работу и вернуть театрам нормальную жизнь вместо того, чтобы придумывать разнообразные новые форматы. Строить новое театральное помещение с имеющимся сертифицированным бомбоубежищем в городе тоже не собираются, как и делать аудит существующих, чтобы найти что-нибудь более или менее подходящее.

"К сожалению, сегодня мы не можем обеспечить условия безопасности для наших зрителей. Те укрытия, которые есть, не в полном объеме могут это обеспечить. Это очень классное предложение — сделать подземное укрытие, но, простите, невозможно создать подземную филармонию. Вернее, можно, но никто не скажет, сколько это будет стоить", — говорит Валерия Дзюба.

Идея записывать спектакли для показа онлайн не вызывает энтузиазма у харьковских деятелей искусства. Как объясняют актеры и режиссеры, телеспектакли — это отдельный формат, для работы над которым в городе просто нет достаточно профессиональных специалистов. Такие проекты будут стоить значительно дороже, чем традиционные спектакли — на сцене перед зрительным залом. Режиссер Театра кукол Оксана Дмитриева называет предложение облсовета "сюрреалистической фантазией" и сомневается в том, что проект будет востребован.

"Сейчас наше общество нуждается в детальном разговоре, очень осторожном, терапевтическом. Актеры должны быть не в телевизоре, а рядом со зрителем — театр как зеркало, театр как терапия. Мы должны придумать возможность работать вживую. Онлайн — это дополнительная возможность, кроме того, у людей сейчас недостаточно финансов, чтобы покупать билеты на спектакли онлайн. Чтобы снять качественный продукт, нужно вложить много средств. А разве это сейчас актуально? Театр сегодня нужен живой", — рассказала режиссер о своем видении KHARKIV Today.

дмітрієва
Оксана Дмитриева называет предложение облсовета "сюреалистической фантазией". Фото: Darya Kushnirenko

Режиссер "Театра 19" Игорь Ладенко считает, что депутаты и менеджеры, назначенные на должности директоров театров, должны сначала посоветоваться с коллективами, прежде чем принимать решение о любом формате работы, поскольку менеджеры не являются специалистами в театральной отрасли.

"По моему мнению, нам пора начинать отличаться от нашей проклятой соседки — и не люди должны бегать за власть имущими и вождями с вопросами, а власть имущие и вожди наконец должны сами выходить к обществу, сообществу — и все разъяснять. Как в нормальном цивилизованном мире", — написал Ладенко у Facebook. 

Театровед Ирина Чужинова тем временем предлагает актерским коллективам ознакомиться с трудовыми договорами, чтобы вместе противостоять принуждению к изменению формата работы — если таковой все же будет, несмотря на обещание заместителя председателя облсовета, никого силой не заставлять в онлайн.

"Чтобы стоило сделать прежде всего артистам театров, к которым это относится? Перечитать Устав или Положение — документ, согласно которому действует театр и понять, зафиксирован ли там механизм "выбора режима работы". Кто определяет этот режим? Директор единолично? ОК. Тогда — собрание трудового коллектива с приглашением администрации и попытка разговора под протокол о правах трудового коллектива и о нормах договора, в котором, я уверена, не предусмотрен никакой другой режим работы, [кроме ]как вживую", — предлагает эксперт.

Нашли выход без облсовета

Несмотря на усилия областного совета и администрации, харьковские театры умудряются работать вживую, на сцене. Правда, для этого им приходиться придумывать новые форматы работы.

Когда весной прошлого года в ХОВА запретили работать в помещениях без бомбоубежищ, артисты Театра кукол ставили спектакли под открытым небом во дворе театрального заведения. Так же поступали и актеры Харьковского академического драмтеатра (бывший им. Пушкина) — играли во дворике на улице Гоголя. Но в ноябре это уже невозможно, поэтому театральные коллективы выходят на сцену на многочисленных разрешенных площадках. Театр кукол дает представления в ART AREA ДК, "Березиль" выступал с "Хлебным перемирием" в "ЕрмиловЦентре".

березіль
"Хлебное перемирие" в "ЕрмиловЦентре". Фото: "Березиль"

"Театрально-культурный центр" в Малом зале Оперного театра — тоже разрешенная площадка, но она далеко не каждому коллективу по карману, его арендуют преимущественно антрепренеры для представлений со столичными звездами.

Негосударственные театры просто не афишируют, что и где собираются ставить. К примеру, в театре "Нафта" о месте проведения спектаклей сообщают только зрителям, купившим билет, в личных сообщениях.

Художники из государственных и негосударственных театров объединяются, чтобы вместе работать над новыми спектаклями. Такой коллаборацией стал спектакль "Орфей", над которым работали артисты из негосударственного театра P.S и государственных "Березиль" и ХАДТ. Сейчас его дают в прифронтовых освобожденных громадах, где ситуация куда хуже, чем в Харькове, однако это не стало препятствием для искусства.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.