Время работы магазинов увеличилось. Как новые воздушные тревоги повлияли на Харьков?
Десятый день в Харькове работает отдельная, воздушная городская тревога. В мэрии утверждают, что продолжительность периода потенциальной угрозы, когда не могут работать банки и учреждения значительно сократилась. Но статистика пока не показывает такой результат.
23 февраля Харьков перешел на отдельную от области систему оповещения о воздушной опасности. На это городу понадобилось полгода и около 23 миллионов гривен.
На 40% меньше — правильная ли цифра?
В мэрии уже подвели итоги первых дней работы отдельной харьковской системы оповещения. По данным городского головы, в первые четыре дня ее использования время воздушной тревоги в Харькове сократилось на 40% по сравнению с предыдущими четырьмя днями.
"Это значительно улучшило жизнь в городе. Реализация этого проекта продлила время работы супермаркетов, банков, государственных учреждений, которые реже закрываются во время опасности", — похвастался городской голова Игорь Терехов в эфире телемарафона.
Сейчас прошло практически 10 дней с момента запуска отдельной системы оповещения для Харькова и Харьковской территориальной громады. По данным Системы мониторинга воздушных тревог, продолжаются они в областном центре и области примерно одинаковое количество времени. Как видим по статистике официального мониторинга, "тревожный период" в Харькове за последнюю неделю длился всего на 8 минут меньше.
Горожане пока тоже не заметили преимущества новой системы оповещения. В обсуждениях в Телеграмм-каналах доминируют сообщения о том, что продолжительность воздушных тревог в Харькове значительно не изменилась.
Впрочем, немало и тех, кто благодарит мэрию за возможность не отслеживать каждый сигнал сирены, ранее одинаково извещавший и об угрозе Харькову, и о КАБ на Купянск.
Бизнес заметил улучшение
Пока граждане еще присматриваются к новой системе оповещения, бизнес уже увидел ее пользу. Известно, что далеко не все магазины, кинотеатры и торговые центры приостанавливают работу во время воздушной тревоги. Например, в "Мультиплексе" в "Никольском" прерывают фильм и предлагают зрителям спуститься в укрытие, но через минуту показ восстанавливается для оставшихся зрителей. Супермаркеты объявляют о начале воздушной тревоги, но продолжают работать. Торговые центры обычно дают арендодателям выбор — закрываться или нет. Как правило, местные магазины в "Никольском", "Французском бульваре" и "Дафи" продолжают работать даже во время угрозы обстрелов, а вот крупные международные бренды закрываются. Именно для них введение дифференцированной системы оповещения стало большим облегчением.
"Я уже говорил с продавцами Jusk и Sinsay, руководителями этих магазинов. Они очень довольны тем, что продолжительность тревог стала на 50% меньше, но это условные цифры. Реально для бизнеса это большой плюс", — рассказал KHARKIV Today руководитель ТРЦ "Дафи" Андрей Кудинов.

Вероятно, такая разница оценок продолжительности воздушных тревог объясняется тем, что большую часть суток сигнал сирены раздается вечером, ночью и ранним утром, когда магазины, как правило, закрыты.
Что касается магазина Sinsay и других международных брендов в "Никольском", то на них изменение продолжительности воздушных тревог никак не сказалось, потому что еще в прошлом году магазины переехали на паркинг, на минус третий этаж, чтобы не терять рабочее время и клиентов.
Хотя сейчас уменьшение продолжительности воздушных тревог в рабочее время несколько улучшило работу государственных учреждений, они не отказываются от идеи перенести часть представительств под землю. 13 февраля на "Научной" начал работу первый подземный Центр обслуживания налогоплательщиков. Вскоре такой же планируют открыть на станции "Ярослава Мудрого". В конечном итоге, продолжительность воздушных тревог в Харькове зависит не столько от системы оповещения, сколько от количества российских обстрелов, которые именно в конце февраля усилились по сравнению с началом года.