Кто снял рельсы с улицы Веснина? В Харькове продолжается судебная борьба за возвращение трамвая

Улицу "реконструировали" под обстрелами в мае 2022 года.

Демонтаж рельсов с улицы Веснина в горсовете называют мелким ремонтом. Харьковчане подали в суд на мэрию, где требуют признать реконструкцию улицы незаконной и вернуть рельсовый транспорт назад — в соответствии с Генпланом города.

Демонтаж трамвайного пути стал самым скандальным харьковским ремонтом 2022-го года. В начале мая, когда город постоянно обстреливался, рельсы и шпалы сняли с улицы. В ходе этих работ погиб один из рабочих. Летом этого года трое харьковчан подали на мэрию в суд.

Мэрия не берет ответственность за реконструкцию

8 ноября прошло очередное судебное заседание. Рассмотрение дела сдвинулось с места — в суд принесли важный документ, который наконец пролил свет на вопрос о том, кто снял рельсы с улицы Веснина. Еще на прошлом заседании в октябре представитель муниципалитета Илона Гевел сказала, что горсовет не принимал никаких решений по демонтажу трамвайных путей.

"Я не знаю, какой орган проводил именно демонтаж. Некоторые мелкие работы по благоустройству действительно проводились департаментом жилищно-коммунального хозяйства, но это были мелкие текущие работы", — заявила Гевел на заседании 26 октября.

Но сейчас это понятно. Коммунальное предприятие "Горэлектротранссервис" в ответ на информационный запрос одного из истцов, Ирины Кравченко, направило информацию о том, что рельсы демонтировали по приказу директора КП, а вот где находятся рельсы и какая организация вроде бы передала их метрополитену, на предприятии не знают.

Представитель горсовета Илона Гевел в суде продолжает утверждать, что горсовет — ни при чем. По ее словам, это была инициатива "Горэлектротранссервиса": предприятие просто решило снять поврежденные обстрелами рельсы.

"Было сказано, что причиной демонтажа является, якобы, повреждение колеи во время обстрелов — от улицы Матюшенко до улицы Мироносицкой. Это вызывает очень много вопросов, потому что по Журавлевскому спуску обстрелов не было, колеи там не могли быть повреждены. Могли быть обстрелы на перекрестке Веснина с Мироносицкой. Мы будем подавать запрос в прокуратуру о том, фиксировали ли они повреждения сети электротранспорта в этом месте", — прокомментировал ситуацию KHARKIV Today один из истцов Алексей Свид.

Адвокат истцов Андрей Коломийцев попросил суд приобщить "Горэлектротранссервис" в качестве ответчика, но суд отказал. Ходатайство о привлечении КП в качестве третьего лица адвокат подготовит к следующему заседанию, которое назначено на 21 ноября. А вот представители горсовета должны предоставить суду документы о финансировании работ.

"Напомню, что в 2021 году у городского совета не хватило денег на реконструкцию трамвайного пути, а вот вдруг во время войны они нашлись. В результате трамвайные пути демонтировали", — отметил адвокат Андрей Коломийцев.

Суд еще 6 сентября обязал представителей мэрии предоставить документ, указывающий на источник и объем финансирования работ, но они его так и не принесли

 

Сигнал для инвесторов

Основная претензия истцов Алексея Свида, Ирины Кравченко и Павла Храмова к городскому совету состоит в том, что реконструкцию улицы Веснина они провели без внесения изменений в Генеральный план города. Ведь еще в феврале 2021 года, когда начались работы на улице, ни о каком демонтаже трамвайной линии речь не шла — планировали лишь расширить проезжую часть. Трамвай в Генплане остается, а для того чтобы изменить его, нужно провести общественное обсуждение.

То, что в мэрии называют реконструкцию улицы "мелким ремонтом" и производят ее без изменений Генплана, — плохой сигнал для инвесторов, считают истцы.

"Генплан — основа развития города и основа для инвесторов. Если у нас изменения в городе можно сделать без Генплана, какой смысл вкладываться в площадку, строить завод, если в любой момент какому-нибудь чиновнику горсовета придет в голову идея, что эта земля нужна ему для коммунального предприятия, и он решит устроить там гараж или еще что-нибудь", — считает Алексей Свид.

По улице Веснина ходил трамвай №26, соединявший удаленные микрорайоны Салтовки с центральной частью города и следовавший дальше в Индустриальный район. Сейчас часть этого маршрута обслуживает единственный автобус №47, который курсирует один раз в час, или еще реже от улицы Светлой до станции метро "Университет". Попасть на него — настоящая удача для пассажиров.