Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Как живет Харьков без электричества? Транспортный коллапс и генератор под каждым магазином

Фото: Сергій Козлов/KHARKIV Today
На этот раз ни в одном из районов не было проблем с подзарядкой телефонов.

Три дня подряд в Харькове почти круглосуточно не было электричества. Лучше всего с коллапсом энергетической системы справилась сфера торговли. Работали даже небольшие магазины и помогали посетителям заряжать гаджеты. Наибольшей проблемой в этот раз оказался транспорт.

Выдержать трое суток без электричества на этот раз помог горький опыт позапрошлой зимы. Генераторы, приобретенные предпринимателями еще в 2022 году, спасли и их бизнес, и многих клиентов, снабдив продуктами и связью.

"Шахед" под каждым магазином

В первый день блэкаута множество кафе и магазинов еще не работали: кто-то не смог вовремя достать генератор, в других работники не смогли добраться до работы. Но в субботу 23 марта открылись даже небольшие магазинчики на рынках. В городе стоял равномерный гул генераторных двигателей, над микрорайонами висел характерный смог. Некоторые харьковчане восприняли это за очередную атаку россиян. В домовом чате девятиэтажки на улице Академика Павлова одна жительница начала тревожно расспрашивать соседей, не слышат ли они звук "шахеда".

"У нас такой "шахед" стоит под каждым магазином", — объяснил ей другой житель, имея в виду генератор, работавший у парикмахерской на первом этаже дома.

Во время этого блэкаута большинство харьковчан смогли справиться даже без павербанков — телефоны охотно заряжали в каждом крупном супермаркете, в кафе, на почте, не говоря уже о пунктах "незламності", в которых еще можно было напиться горячего чая или кофе. Все же иногда бывали и очереди.

пункт незламності
В "Пункті незламності". Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

"Сегодня у нас в отделении немногие люди, потому что ночью давали электричество, и люди подзарядились. А вот в субботу была толпа, розеток не хватало, так здесь приехали какие-то волонтеры с генераторами, стали под торговым центром, поставили столики, и люди туда пошли заряжаться", — рассказали в 12-м отделении "Новой почты".

Ожидаемого роста цен на генераторы в этот раз не произошло.

Спасение ДНК

В первую очередь в городе начали подключать критическую инфраструктуру, в частности больницы. Все они оснащены генераторами, впрочем, мощностей на все необходимое все равно не хватало, пришлось отменить плановые операции и проводить только неотложные.

Частные клиники почти все работали от генераторов, которые закупили еще в позапрошлом году.

"У нас есть бензиновый генератор 11 кВт и система использования солнечной энергии с литий-ферум аккумуляторами на 20 кВт/час. Вакцины хранятся должным образом", — сообщил в Facebook директор клиники Your Baby Андрей Волянский.

клініка
Электростанция на крыше клиники. Фото Андрея Волянского

А вот в ХНУ им. Каразина на кафедре зоологии и экологии животных чуть не случилась неприятность. Без холодильников осталась уникальная коллекция животных и их ДНК со всех уголков мира, в частности Антарктиды.

"У нас есть лаборатория молекулярной эволюции, мы исследуем пути эволюции разных животных. Для этого нам нужны реактивы, чтобы работать с ДНК, прежде всего это ДНК-полимераза, она должна сохраняться при температуре -20 градусов. Если температура выше, может испортиться. По объективным причинам не все можно обеспечить генераторами, поэтому мы перевели образцы и реактивы из одного холодильника в другой, где температура сохранялась ниже, и будем надеяться, что они уцелели", — рассказал Kharkiv Today профессор кафедры зоологии и экологии животных Сергей Утевский.

Коллег не оставили в беде ученые из Института криобиологии и криомедицины и предложили разместить коллекцию в своем низкотемпературном банке с жидким азотом. Но генератор нашелся, поэтому проблема решена.

В понедельник 25 марта преподавателей и студентов ХНУ, которые из-за блэкаута не могут включиться в первоначальный процесс, в администрации вуза пригласили работать в безопасных пространствах университета по предварительной записи.

Пришлось возить сотрудников

Если отсутствие электричества для большинства бизнесов не стало большой проблемой, отсутствие транспорта заставило некоторых предпринимателей изрядно увеличить расходы. На три дня миллионный мегаполис остался без метрополитена, троллейбусов и трамваев, а бесчисленные автобусные маршруты не справлялись со спросом.

Если в пятницу за 30-60 минут можно было еще дождаться своего транспорта на остановке, то в субботу и воскресенье маршрутки почти исчезли из города. К примеру, на остановке возле ТРЦ "Дафи" 23 марта днем люди простояли полтора часа, прежде чем до них доехал автобус. Пассажиры рассказывали, что начали подтягиваться частные перевозчики — время от времени к остановкам подъезжал микроавтобус, брал нескольких пассажиров и за деньги вез в определенный район. Но такое "оптовое такси" тоже еще надо было поймать.

маршрутка
Люди ждут маршрутки часами. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Что касается обычных, зарегистрированных служб такси, то днем можно было уехать из центра на Салтовку или Алексеевку по обычной цене, которая составляет менее 200 гривен, а вот в ранний или поздний час в субботу и воскресенье не все соглашались ехать в отдаленные районы, поэтому проезд подорожал . Добраться до работы смогли не все.

"В СТО на Салтовке один из сотрудников живет на Новой Баварии. В пятницу не приехал, потому что не ходила его маршрутка, в субботу доехал до работы, а назад уже было нечем. В такси загадали 700 гривен, так что пришлось мне вечером самому развозить своих сотрудников по домам", — рассказал владелец небольшого СТО Дмитрий Пономарев.

Из-за таких сбоев в работе пришлось предупредить клиентов о том, что заказы вовремя не удастся выполнить, однако, в Харькове клиенты уже привыкли к форс-мажорам.

В понедельник, 25 марта, последствия транспортного коллапса удалось частично преодолеть — заработало метро. Поезда ходят с интервалом 20 минут. В городе почти всюду есть свет, правда, не все сутки. Графики отключения пока действуют не слишком корректно. Например, в центре электричество должны были выключить в 9 утра, а его не стало уже в восемь. С целью экономии электроэнергии в городе решили досрочно прекратить отопительный сезон. Позволяет это сделать и погода, днем в Харькове +12, правда ночью только +2. Но даже при таких обстоятельствах полностью восстановить электропитание города, по прогнозам "Укрэнерго", удастся не раньше, чем через 7-10 дней.      

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.