Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Андрей Пильстрем и его чугунно-литейный завод

Основанный еще в XIX веке завод существует до сих пор.

Большая Рождественская улица, ставшая Конторской, в начале 1840-х годов была заселена не только дворянами и купцами, были здесь усадьбы и государственных крестьян, и цеховых. На границе с пригородной слободой Довгалевкой обширным дворовым местом владел цеховой Егор Павлович Коноваленко. В 1822 году он открыл здесь мыловарню, на которую бесконечно жаловались соседи, особенно батальонный писарь Семён Богданов. Пятеро рабочих готовили в четырех котлах и на таком же количестве станков до 2000 пудов (около 33 тысяч кг-ХТ) белого и самоцветного мыла в год.

В 1826 году Коновалов умирает и мыловарня переходит к его вдове и сыну Ивану, но кроме убытков она ничего не приносила, поэтому в 1832 году они продают предприятие харьковскому купцу 2-й гильдии Акиму Исаевичу Павлову. В 1836 году здесь уже действует мыловаренный завод, который производит до 7800 пудов белого и жёлтого мыла в год. В это время здесь работает 13 человек.

В 1859 году харьковский купец 2-й гильдии Никита Акимович Павлов, получив завод в наследство от матери, построил новое каменное здание завода. Количество работников увеличивается до 20 человек, под наблюдением мастера они производят до 25000 пудов простого мыла в год. Высокая конкуренция, а также значительное количество мыла, которое привозили на местные ярмарки, вынудили Павлова в 1866 завод закрыть, и хотя в 1868 году работы возобновили, но в незначительном масштабе. А 27 марта 1870 года Никита Акимович Павлов подает прошение об устройстве вместо мыловаренного чугунно-литейного завода, для которого он строит двухэтажный каменный дом.

Здание завода Пильстрема на Конторской улице. Фото: В. Горбоносов, 2016 год
Здание завода Пильстрема на Конторской улице. Фото: В. Горбоносов, 2016 год

Но завод открыть просто, а управлять им и разбираться в технологических процессах – другое. Тем более что основой торговых интересов купцов Павловых были бакалейные и мучные товары, гостиница, та же мыловарня. И поэтому мы видим, что к 1875 год завод продан шведскому подданному харьковскому купцу 2-й гильдии Андрею Андреевичу Пильстрему.

Завод Пильстрема на карте Харькова 1875 года
Завод Пильстрема на карте Харькова 1875 года

К 1880 году Андрей Пильстрем, владевший поначалу только № 77 по Конторской улице, выкупает земли соседей наследников купцов Богомоловых, по № 83 включительно. На этой земле он устраивает новый завод по производству кровельного материала (толя), смолы и здесь же склад этих материалов и жилой дом для работников. Любопытно, что проект зданий создал некий архитектор Роман Ратибор-Уличный.

Здание для рабочих толевого завода Пильстрема, 1880 год. Из фондов ГАХО, публикуется впервые
Здание для рабочих толевого завода Пильстрема, 1880 год. Из фондов ГАХО, публикуется впервые

Родной брат Андрея Пильстрема – техник по образованию Густав Андреевич Пильстрем, также шведский подданный, проживал в Харькове, его супруга Надежда Леонидовна Ольденборгер владела одним из участков по Конторской улице, примыкающем к заводу. В этой семье, члены которой были прихожанами Дмитриевской церкви, было трое сыновей: Андрей, Максимилиан и Борис. Андрей Густавович Пильстрем пошел было по стопам отца и дяди и стал инженером, закончив реальное училище и Харьковский технологический институт, но проявить себя не смог, да и был он в учебе троечником. 

Андрей Густавович Пильстрем. Фото А. Иваницкого, из фондов ГАХО, публикуется впервые
Андрей Густавович Пильстрем. Фото А. Иваницкого, из фондов ГАХО, публикуется впервые

Здесь же по соседству на Конторской проживали родственники супруги Густава Пильстрема – жена провизора Генриетта Давидовна Ольденборгер и вдова майора Елизавета Давидовна Пальшау.

В начале XX столетия завод Андрея Пильстрема производил нефтяные двигатели к мельничным машинам, маслобойные, кирпичные и паровые машины, прессы и трансмиссии, подъемные механизмы, токарные станки, турбины, макаронные прессы, машины для канатной промышленности, насосы, металлические колоны, лестницы и стропила, и вообще мог отлить любое металлическое изделие. Деятельность завода была отмечена медалями на выставках в Харькове, Нижнем Новгороде и Москве. У Пильстрема работали более 600 человек, из которых половина были профессионалами высочайшего уровня, производящими высокотехнологическое оборудование.

Но ещё более знаменит Андрей Андреевич Пильстрем своим участием в финансировании создания летательных снарядов, которые проектировал доктор Константин Яковлевич Данилевский. В итоге один из них получил имя «Андрей Пильстрем», и, хотя они не попали на вооружение императорской армии, до сегодняшних дней фото этих воздушных аппаратов впечатляют любого исследователя истории Харькова.

Судьба владельца завода Андрея Андреевича Пильстрема мне неизвестна, очевидно, что в 1915 году завод стал принадлежать другому человеку – Константину Георгиевичу Шиманскому, правда, какое-то время предприятие именовалось по-прежнему «Пильстрем». В годы Первой мировой войны этот машиностроительный завод производил ежегодно 290 станков и 465 тысяч взрывателей.  

В марте 1919 года завод К. Г. Шиманского был национализирован и в советское время носил имя «Красный Октябрь».

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.