Прогулки по городу с Андреем Парамоновым. Цирк-театр Муссури на Благовещенской улице
Жуткое, огромное, бесформенное сооружение на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц настолько вошло в привычный образ этой части города, что редкий прохожий обращает на него внимание.
Кто-то вспомнит, что когда-то здесь был Харьковский театр музыкальной комедии, другие со двора соседних домовладений увидят огромный купол и лишь незначительное число харьковцев скажут, что это здание бывшего цирка Муссури. Знатоки же добавят, что история этого дома – это история большого обмана.
В дореволюционном Харькове со второй половины XIX столетия было несколько постоянно пребывающих цирков. Ведущее место долгое время по праву удерживал цирк братьев Никитиных. Они построили деревянное здание театра на Жандармской площади и ждали подходящего случая, чтобы купить дворовое место для возведения каменного здания. Директором «Русского цирка Никитиных» в Харькове был греческий подданный Герасим Михайлович Муссури, ему и поручалось купить такой участок, как только представится случай. И Муссури купил, но только не для Никитиных, а для себя.
Здание этого цирка строилось по проекту архитектора Бориса Николаевича Корниенко с 25 апреля 1907 г. по 15 ноября 1908 г. Новый цирк-театр был настолько огромным сооружением, что вмещал почти 6000 человек, учитывая стоячие места на галерке. Зная, что договор с харьковской городской думой у Никитиных заканчивается и им придется разобрать деревянный цирк, Муссури таким образом убрал своих будущих конкурентов. Однако своему владельцу новый цирк не принес ожидаемых результатов.
Цирковые труппы и артисты не желали выступать на арене не чистого на руку Муссури, к тому же цирки Никитиных были по всей империи, а у Муссури только один: с кем было выгоднее иметь дело – вопрос скорее риторический.
В 1912 г. Муссури перестроил здание под оперный театр, а если точнее – он именовался «Новая опера». Однако плохая акустика и видимость представления окончательно разорили Герасима Муссури. Он заболел и 15 ноября 1912 года умер. Зданием стала владеть его супруга – Марта Томасовна Муссури. Долги и недоимки росли, власти бесконечно наказывали владелицу за грязное содержание здания. Попытка организовать в нем Большой театр при содействии Василия Герасимовича Литягина и Алексея Николаевича Бекетова провалилась.
В конце концов власти выставили его на продажу, и в 1915 году его купила Елена Васильевна Сербуль. Здесь был учрежден Большой театр братьев Кучеровых, где выступала русская драматическая труппа под управлением режиссеров и антрепренеров В. Бороздина и И. Новаченко. В 1917 г. здесь работал Б. Глаголин.
В декабре 1918 г. в Большом театре произошла смена дирекции. Дело взяли в свои руки И. Новаченко и А. Юров. Новое руководство вызвало протест труппы, они подняли вопрос о коллективном уходе из театра и предъявили братьям Кучеровым иск за нарушение контрактов, в которых было оговорено, что дело ведется «под управлением В. А. Бороздина». Однако конфликт удалось уладить: из дела ушел один В. Бороздин. После этого в «Театральном журнале» появилось сообщение: «Новая дирекция Большого театра И. П. Новаченко и А. А. Юров совершенно реформируют театр. Режиссерами приглашены Е. А. Лепковский и Н. И. Евреинов».
С сезона 1927–1928 гг. он стал именоваться «Театром харьковской русской музкомедии» и работал до пожара в 1980-е годы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулки по городу с Андреем Парамоновым. Дом Лидии Геевской на Сумской улице
АНДРЕЙ ПАРАМОНОВ.