Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Полиглот с огоньком. Йогансен написал первый бестселлер, обыграл в бильярд Маяковского и обожал охоту

Фото писателя предоставлено Харьковским литературным музеем
Писатель из плеяды «Расстрелянного Возрождения» Майк Йогансен, который родился 28 октября 1895 года и погиб в застенках чекистов накануне своего 42-летия, был не только полиглотом и мистификатором, но и задавал тон в украинской литературе.

Писатель из плеяды «Расстрелянного Возрождения» Майк Йогансен, который родился 28 октября 1895 года и погиб в застенках чекистов накануне своего 42-летия, был не только полиглотом и мистификатором, но и задавал тон в украинской литературе. Близкий друг Майка писал на него доносы в НКВД, а третья жена всю жизнь добивалась реабилитации литератора.

Детектив разошелся стотысячным тиражом

Хотя репрессированного в 1937 году писателя советская власть и пыталась всеми силами стереть из истории Украины и Харькова, воспоминаний о Майке Йогансене все-таки осталось немало. Его отец Гервасий Йогансен, выходец из Латвии, преподавал немецкий язык в Мариинской гимназии (сейчас гимназия № 6). А Майк получил блестящее лингвистическое образование в Харьковском императорском университете.

В 1920-х годах вместе с коллегами-писателями Николаем Хвылевым, Владимиром Сосюрой он одно за другим основал литературные объединения, задавшие тон в украинской литературе: «ВАПЛИТЕ», «Гарт».

К слову, Йогансен был единственным среди коллег по перу, кто в совершенстве владел практически всеми европейскими языками. На немецком он говорил с детства, французский, латынь и древнегреческий освоил в гимназии, знал шведский и испанский, английский и вовсе выучил самостоятельно. Не имея языковых препятствий, писатель много читал европейских и американских авторов. Немудрено, что он первым заметил: украинской литературе не хватает авантюрных и детективных произведений. Не откладывая идею в долгий ящик, в 1925 году Йогансен написал роман «Приключения Мак-Лейстона, Гарри Руперта и других», с остросюжетными расследованиями и поиском убийц. Произведение переиздавали 10 раз, а суммарный тираж достиг 100 тысяч экземпляров – невиданный успех у читателя в то время!

"В 20-е годы литераторы могли рассчитывать на тираж от тысячи до трех тысяч экземпляров", – подчеркивает литературовед, завкафедрой украинской литературы Харьковского национального педагогического университета им. Г. Сковороды Ростислав Мельников.

Заметив, что в украинской литературе практически нет произведений для детей, Йогансен написал 10 рассказов. Они, видимо, были адресованы его сыновьям: Виктору от первого брака, чьи следы затерялись, и Гаю от второго.

"Гай рос болезненным ребенком, а рассказы должны были развеселить мальчика", – объясняет литературовед.

Отправил Маяковского под стол

На групповых фотографиях писателей Йогансен бросается в глаза: большинство литераторов – в гимнастерках, а шею Майка украшает дерзкая «бабочка».

"Он всегда одевался со вкусом, носил галстуки и кепи, есть фото в папахе и даже ню. Но чаще Йогансена видели в спортивной одежде и его любимых гетрах. Он играл в теннис, футбол, гонял на коньках, плавал, греб на байдарках и обожал бильярд", – перечисляет Ростислав Мельников.

Однажды в писательском клубе – «Доме Блакитного», произошла бильярдная дуэль между Йогансеном и признанным ассом этой игры поэтом Владимиром Маяковским. Поединок продолжался несколько часов, участники были равны по силам, но Йогансен таки обошел противника по очкам. Проигравший должен был залезть под бильярдный стол и читать там стихи Александра Пушкина. Но «брюхо» стола оказалось слишком низким для рослого Маяковского. В итоге поэт застрял под ним, голова оказалась с одной стороны, ноги – с другой. «Майк, как мальчишка, выплясывал вокруг индейский танец, издавая что-то вроде боевого клича команчей или ирокезов», – вспоминает в мемуарах писатель Юрий Смолич.

Среди страстных увлечений Йогансена была и охота, на которую он частенько ходил вместе с Остапом Вишней и Николаем Хвылевым. Как и его друзья, он держал рыжего сеттера, образ которого не раз появлялся в произведениях Йогансена, в том числе и детских.

В 1930-х годах, когда маховик репрессий набирал обороты, охота стала отдушиной для писателей, живших в Доме «Слово». Так они хотя бы на несколько часов могли избежать прослушки, которую 24 часа в сутки вели энкеведисты. Впрочем, затем силовики использовали вылазки на природу против Майка.

"В уголовном деле говорится, что Йогансен среди полей и топи не стрелял уток, а готовил теракт против руководителей советского правительства", – отмечает Мельников.

А одним из сексотов, снабжавших НКВД информацией о писателе, был его близкий друг Юрий Смолич. В уголовном деле Майка масса доносов, подписанных его товарищем.

Третья жена добивалась реабилитации литератора

Энкеведисты забрали Йогансена из его квартиры ночью 18 августа 1937 года. Во время ареста рядом с писателем была его третья жена Валентина Николаева – известная теннисистка. Ее лишили жилья в Доме писателей «Слово», буквально выбросив на улицу. Спустя два месяца Йогансена расстреляли.

В июне 1941 года Валентина ушла добровольцем на фронт, пройдя всю войну, в Харьков вернулась в 1945-м. Второй раз замуж так и не вышла – любила Майка. Именно Валентина инициировала посмертную реабилитацию супруга, добивалась, чтобы печатали его произведения.

О личной жизни Йогансена известно не очень много: женщины нравились ему и отвечали взаимностью. Первый брак, в который он вступил еще в гимназии, был ранним и необдуманным. Второй женой стала очень известная художница Алла Гербурт-Йогансен, родившая Майку сына Гая. В 30-е годы она бросила писателя и ушла к известному монументалисту Михаилу Бойчуку, от которого родила дочь Анну. Бойчука репрессировали в тот же год, что и Йогансена. Во время Второй мировой войны Алла с двумя детьми выехала в Германию, поселилась в Мюнхене. Гай Йогансен, который недавно умер, провел в Баварии всю жизнь. Фамилию писателя носит его внук Петер, живущий сейчас в Мюнхене. Его мало интересует украинская культура, в отличие от тетки Анны Бойчук, которая долгое время работала журналистом на «Радио Свобода».

А тем временем

В Харькове снимают документальную драму о трагической истории Дома «Слово», который в 30-е годы прошлого века собрал под одной крышей литературный бомонд Украины. Сценарий к 1,5-часовому фильму получил первую премию в конкурсе «Коронация слова». У режиссерского пульта – Тарас Томенко, начавший кинематографическую карьеру с победы на Берлинском фестивале за короткометражную ленту.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.