Подорожание проезда: сколько на самом деле харьковчане платят за транспорт
Начало марта принесло харьковчанам подорожание тарифов в городском автотранспорте, конец – это уже проанонсировали в мэрии – увеличит стоимость проезда в трамваях/троллейбусах и метро до 4 и 5 гривен соответственно. Аргументы перевозчиков, на первый взгляд, понятны: все растет в цене – от минимальной зарплаты до расходов на запчасти. Но если не знать, что живут перевозчики не только с продажи билетов.
Транспорт в Харькове всегда был одним из самых дорогих в Украине. Так повелось, что стоимость проезда в метро опережает даже Киев. Подобная тенденция на протяжении многих лет остается и в маршрутках, где после мартовского подорожания за одну поездку приходится платить до 8 гривен. Не нужно предпринимать сложные арифметические действия, чтобы посчитать, что харьковчане, которым приходится ежедневно добираться на двух видах транспорта, тратят на проезд не менее 500 гривен в месяц. Если в одной семье таких два-три человека, сумма получается немаленькая. Это не единственные траты, которые горожане оставляют за свою логистику и дорожную инфраструктуру. Ежегодно на эту же цель направляется около 15 % всех налоговых поступлений из городского бюджета. К примеру, в 2017 году в рамках Программы развития городского электротранспорта было выделено 692,6 млн грн, почти половина из них – 250 миллионов гривен – составила дотация предприятиям, которые занимаются перевозками пассажиров (кроме метро).
В 2018 году – сумма на дорожное хозяйство и в целом на Департамент инфраструктуры составит 1,8 млрд гривен. Сумма немаленькая. За эти деньги единоразово можно было бы закупить 450 трамваев или троллейбусов и раз и навсегда решить проблему электротранспорта в городе. Цена на новые машины на рынке Украины примерно одинаковая, около 4 миллионов, если не переплачивать вдвое-втрое. Не первый год говорится о том, что изношенность подвижного состава в Харькове одна из самых высоких в стране – более 90 %. И это при том, что большинство жителей передвигаются по городу именно трамваями и троллейбусами. По данным ГУ статистики в Харьковской области, наземный транспорт предпочитают 60 % пассажиров.
Но никогда огромная сумма не направляется целевым образом на решение этой проблемы раз или навсегда. Транспорт закупали точечно, по несколько вагонов, часто – бывший в употреблении в Европе. Неоднократно Харьковский антикоррупционный центр сообщал, что за 40 миллионов гривен, которые город заплатил за покупку трех кузовов (требующих серьезной доукомплектации), можно было приобрести новый трамвай «Электрон» львовского производства. Но такой план почему-то не устраивает чиновников. Наземный транспорт не будет приоритетом и в текущем году. Так, в проекте Национальной транспортной стратегии – 2030 (разрабатывался Министерством инфраструктуры Украины) главными проектами указаны: строительство метро с привлечением кредита ЕББР в сумме более $300 млн и введение единого электронного билета.
Трамваи и троллейбусы к стратегическим не отнесли, а значит и продолжат финансировать их, как и раньше.
– Ремонт дорог, реконструкция инфраструктуры – это сферы, которые очень сложно контролировать неспециалистами, – говорит председатель ОД «Городские реформы» Александра Нарыжная. – Потому что просто посчитать, сколько стоит квадратный метр ремонта дорожного полотна и сравнить с расходами в Харькове нельзя, так как всегда будет ответ, что вы не учли стоимость технологий, сложность работ и т. п. Но это не значит, что чиновников контролировать не нужно и нельзя – для этого существуют независимые экспертные центры. Другое дело, что в Харькове по сравнению не то что с другими городами Европы, а с другими городами Украины эта информация фактически засекречена, что и как ремонтировать решается как бы за столом, одномоментно и в общественном доступе нет плана реконструкций на ближайшие годы, поэтому мы никак не можем оценить даже целесообразность этих работ, привлечь экспертов.
В 2018 году практически половина суммы, заложенной на дороги и транспортную инфраструктуру, пойдет на ремонт магистралей. Но «повезет», традиционно, Московскому проспекту и Клочковской, реконструкцию которых дорожники проводят не первый год, а потому высчитать реальную себестоимость работ и сравнить их с рыночными сложно даже специалистам. Кроме того, будут проведены ремонты трамвайных переездов на Салтовке, на перекрестке Шевченко/Матюшенко, улиц Коцарской и Большой Панасовской – всего с разной степенью замены обещают отремонтировать около 35 километров рельс (около 12 % от общей длины). Заложили в этом году деньги и на ремонт 30 вагонов трамваев.
Еще более 120 миллионов гривен уйдет как помощь коммунальным предприятиям, которые занимаются ремонтом дорог и поддержанием работы ливневок (в Харькове есть и такое, и оно тоже финансируется из кармана налогоплательщиков).
Пишите, пишите
Харьковский транспорт, в который ежегодно вкладываются миллионы гривен, как в бездонную бочку, остается лидером по количеству жалоб. Практически половина петиций, зарегистрированных на сайте горсовета, касаются функционирования транспортной инфраструктуры: ужасное состояние подвижного состава горэлектротранспорта, прокуренные салоны маршруток, несоблюдение интервалов движения, хамское поведение водителей, отказ перевозить льготников. Это должно быть лакмусовой бумажкой и для чиновников, которые расставляют приоритеты в финансировании городских проектов.
В 2016 году петиция с просьбой заменить весь подвижной состав наземного транспорта набрала необходимые 5000 голосов и попала на рассмотрение мэру Геннадию Кернесу.
«Развитие городского наземного электрического транспорта, в том числе и обновление подвижного состава, предусмотрено Государственной целевой программой развития городского электротранспорта на период до 2017 года и городской Программой развития городского электротранспорта г. Харькова на 2013–2020 годы. В связи со сложной социально-экономической обстановкой бюджетное финансирование на обновление трамвайных вагонов на протяжении последних лет не предусматривалось», – ответил тогда Кернес.
С тех пор ничего не изменилось: город не купил ни единого вагона.